Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

От Победы до оттепели

«Намедни» хватит на несколько десятков томов
0
От Победы до оттепели
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вышел в свет первый самостоятельный том «Намедни» от Леонида Парфенова. Самостоятельный — потому что не имеет отношения к одноименному телепроекту. Документальный сериал, как известно, начинался с «оттепельного» 1961 года. Здесь отсчет идет с первого послевоенного, 1946-го, охватывая эпоху зрелой советской империи и начало ее реорганизации.

288 страниц на мелованной бумаге. 344 текста с фотографиями. События, люди, явления. АК-47 и Аденауэр, Берия и Брижит Бардо, «Василий Теркин» и «Голубка» Пикассо, дело врачей и «Доктор Живаго», Ив Монтан и Иван Бровкин, корейская война и «Кубанские казаки», автомобиль «Победа» и «Подмосковные вечера», совнархозы и стиляги, «Современник» и спутник, Хикмет и Хрущев.

«Время оттепели не понять без предыдущих «заморозков». Вот и решено было сделать полуторный том про 15 послевоенных лет», — пишет автор. 

Ход, надо сказать, отличный — как в исследовательском, так и в маркетинговом отношении. «Заморозки» не понять без победного шествия по Европе, раскрепостившего советских солдат, Великую Отечественную — без политических и социальных потрясений 1930-х, 1930-е — без катаклизмов Гражданской. Ну и так далее, в глубь времен. Российского «намедни» хватит на несколько десятков томов — если, как сейчас, излагать коротко. И на несколько сотен — в случае наращивания объема.

Не помешает, в частности, увеличить бытовую составляющую. Полет Гагарина, венгерское восстание, фестиваль молодежи и студентов — явления, безуловно, эпохальные. Но с точки зрения рядового гражданина габардиновый плащ, капроновые чулки, эскимо и диван-оттоманка — события не менее значительные. Для него эпоха маркируется не глобальными свершениями — они существуют отдельно, как обстоятельства непреодолимой силы, — а вот такими маленькими бытовыми радостями.

Авторы и сами так думают. Взяв книгу в руки, читатель первым делом видит картинку домашнего уюта. На потолке — абажур, на стене —«Незнакомка», на тумбочке — телевизор «Знамя», на столе папиросы «Казбек»: тот самый вкус. Уверена, что издание «Намедни. Быт» пользовалось бы грандиозным успехом. И во всеохватном «Намедни. Наша эра. 1946–1960» чаще всего будут открывать страницы о ботах и бурках, эскимо и бостоновых костюмах, крепдешиновых платьях и шляпках-менингитках, шестимесячной завивке и главной кулинарной книге.

Все это принадлежит эпохе, которую, по словам автора, у нас всё чаще считают государственным и национальным идеалом. «Вообще давнее советское прошлое всё более становится для российских 2010-х настоящим — и современным, и истинным», — пишет Парфенов.

Любовь граждан к обустройству быта, не истребленная революциями и войнами, ставит под сомнение эту концептуальную мысль, а взращенное за последние 20 лет общество потребления — лучшая гарантия от возврата к прошлому. Вряд ли наши современники вдохновятся одной из немногих непостановочных фотографий издания — «Утром в ГУМе», где разномастная толпа врывается в двери, стремясь занять очередь к прилавкам. И вряд ли найдутся великие цели, во имя которых нынешние граждане согласятся поменять металлокерамические протезы на стальные коронки, пуховики — на ратиновые пальто, а продуктовое изобилие — на книгу о вкусной и здоровой пище. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир