Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предостерег Европу от разговора с Россией на языке превосходства
Мир
СМИ узнали о попытках компаний из США добиться исключений в пошлинах Трампа
Мир
Трамп пообещал сделать США сильнее и богаче
Мир
СМИ узнали о готовящемся визите Макрона в Великобританию
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Общество
Многодетные мамы доставили Благодатный огонь из Москвы в Белгородскую область
Мир
В Италии и Греции прошли утренние пасхальные службы
Мир
Трамп в пасхальном поздравлении раскритиковал Байдена за миграционную политику
Мир
СМИ сообщили о начале работы DOGE по сокращению госрасходов в сфере искусства США
Мир
Глава Южной Кореи отказался сопротивляться пошлинам Трампа
Мир
Папа римский появился на публике на праздновании Пасхи в Ватикане
Происшествия
Два ребенка и женщина пострадали при атаке дрона ВСУ в Белгородской области
Мир
Экс-депутат АдГ выразила обеспокоенность возможной поставкой ракет Украине
Мир
В Нижегородской области из-за пала сухостоя сгорели шесть зданий
Общество
Благодатный огонь доставили в Курск
Общество
Исследование выявило самые популярные пасхальные рецепты у россиян
Общество
Заслуженная артистка РФ Елизавета Зима скончалась в возрасте 79 лет

Без синтезаторов, без гитаристов

Писатель Игорь Мальцев — о новом концерте Инны Желанной
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

По набережной шли семьи с детьми. Женщины были в платках, мужчины подчеркивали свою мужественность. В большом зале Дома музыки продолжали праздновать Пророка и по этому поводу обыскивали машины даже на парковке. Дом музыки вообще заповедник совка в московском мире шоу-бизнеса — от хамоватых охранников до буфетного набора бутербродов. 

Но в минувшую субботу он стал центром собственно русской культуры — и потому что в одном зале радовались магометане России, а в другом — Инна Желанная показывала программу своего нового альбома, по сути, авангард русского фольклора. Огромный плюс Дома музыки — его акустика, и тут не поспорить: это именно то, что нужно, чтобы слышать каждое слово и каждую ноту. 

«Как можно слушать музыку сидя», — сказал у меня за спиной кто-то из «олдовых». 

Аудитория в субботу была смесью старых хиппи и целевой аудитории «Эха Москвы». Обошлись без записных интеллектуалов, а заодно без «музкритиков» и коллег — Дмитрий Шумилов из «Вежливого Отказа» представлял весь остальной музыкальный цех. А зря. Это надо слушать всем. Минувший концерт был демонстрацией того, чем бы мог стать русский рок, если бы его не делали дети советских номенклатурщиков и мажоров. Или не рок. 

Начиная с уважения к зрителю. Мало кто озадачен так качеством звука, как небольшая команда Желанной. И если у вас на сцене стеклянная выгородка для барабанщика, значит, что вам важно, чтобы аудитория не убилась медью с первого такта. На сцене нет ничего лишнего — группа предлагает обходиться без батареи синтезаторов, без гитаристов. 

Современная технология и мастерство позволяют использовать саксофоны, бас и голос для создания звукового ландшафта любой сложности. Поэтому на сегодня то, что делает Инна и музыканты, которые, безусловно, не являются «сопровождающей группой при певице», — это самое пригодное для настоящего саундтрека к грядущему отечественному блокбастеру, если таковой вдруг появится. Без скидок. Без сравнений. 

Ведь мы все, кто в какой-то момент поверил, что может существовать местный рок и просто местная качественная музыка, все равно нет-нет и проговариваемся «а-а-а, это местный Брюс Спрингстин», «а это местный Дилан с примесью Болана», априори ставя «явления» на их реальное место. Желанную, Калачева, Маряхина, Фролова можно поставить на сцену в любой стране, перед знатоками и ценителями современной музыки и не делать идиотских пояснений типа «А это наш Dead Can Dance», хотя бы потому, что Лиза Джеррард поет ею сочиненные песни на выдуманном ею языке. 

А Желанная обрушивает на голову зрителя всю жуть и экзистенциальность старой русской песни и посконной-домотканой жизни. Сколько ни говори о «красоте русской народной песни», красивостей там не больше, чем у Мингуса. Малые интервалы, странные гармонии, рваные размеры, всё то, что советские культурные  и идеологические деятели называли сумбуром вместо музыки и что никак не может схавать пипл, для которого выдумали сладость псевдонародной шняги. 

Потому как реальная русская история и реальная русская жизнь в узкий мозг не вмещаются. Даже через развесистые уши. Конечно — если уж колыбельная «У кота колыбелька золота», так ее нельзя петь полный текст, потому что дальше будет и смерть, и могилка, и завывания над нею. 

Действительно — разве можно травмировать тонкую душу населения? Беломоро-Балтийским каналом и Бабьим Яром — можно, а трупиком кошечки в детской колыбельной нельзя. 

Никакого форсажа, Желанная поет тихим голосом. Слышно каждое слово — «забрали во солдаты… сестра утопилася… у меня молодой  муж — старый… ветерочки — разбойны голосочки… недоросок-недоносок… пойду с горя в чисто поле… наша Манечка работать не умеет» — народная песня не обязана «воспитывать», она вообще никому ничего не должна. Она не «милая» и не «красивая». Она просто прекрасна, даже когда она — отпечаток тяжкой жизни поколений. И этот простенький посыл — главное завоевание Желанной как артиста. 

Всё, что было заложено, то, собственно, музыканты и вытаскивают наружу подручными средствами XXI века, когда уже все эксперименты с технологиями и со звучанием — за плечами и выдумывать-то и нечего — знай, пользуйся. Тут нет места «новым аранжировкам» — тому, что под давлением музыковедов в штатском практиковали прекрасные и такие наивные «Ариэль» с «Песнярами». 

При всем уважении к инвалидам рока — пошлей, чем «обработки» народных песен, что-то придумать сложно. Дальше — только кабак и ближневосточный шансон. Или бесконечная погоня за быстроразвивающимся роком англо-саксов, как вариант существования. Всё равно не догонишь. 

Эти музыканты понимают танцевальную составляющую материала, и никого не волнуют эти секунды и прочие неприятные для уха интервалы. Они ткут из них полотно, которое можно уже называть как угодно — хоть джазом, хоть поздним Фриппом, всё равно — как пишется, так и слышится. И не один раз аудитория начинала физически ощущать, что сидеть в советских креслах этого зала уже невозможно — драйв и ритм тебя выкидывают из комфорта. Правы были старые хиппи — нельзя слушать эту музыку сидя. 

Концерт в Доме музыки показал, что у нас есть свои варианты. Мощные драматургически, технологически, артистически. 

На месте какого-нибудь Минкульта я бы на последние деньги посылал бы Желанную с ее музыкантами по всему миру, конечно, если бы был так уж озабочен современным и культурным имиджем страны, как они нам рассказывают. Чтобы люди сидели с открытыми ртами или танцевали где-нибудь в Глазго, Кейптауне и Осло, а потом выходили на улицу и спрашивали друг друга — а это, что и есть русская музыка и русские музыканты? 

И, не веря сами себе, шли пить свой эль. 

Но этого не будет, потому что одновременно с концертом Инны Желанной, с весельем Курбан-байрама под той же крышей, неподалеку, под другой крышей и тоже в Москве распоясавшиеся подонки срывали концерт группы Cannibal Corpse.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир