Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

«Мы работаем, как саперы. Одна ошибка — и всё»

Борис Эйфман — о том, почему он каждый день должен ставить новые балеты
0
«Мы работаем, как саперы. Одна ошибка — и всё»
Фото: Игорь Захаркин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

29, 30 сентября и 1 октября на Новой сцене Большого театра Санкт-Петербургский академический театр балета Бориса Эйфмана представит «Реквием» на музыку Моцарта и Шостаковича. Спектакль пройдет в рамках фестиваля «Черешневый лес». Накануне московской премьеры с Борисом Эйфманом встретилась корреспондент «Известий».

— Москвичи впервые увидят новый «Реквием». Но многие помнят ваш первый спектакль на музыку Моцарта.

— У нового балета очень интересная история. Одноактный балет на музыку Моцарта я поставил в 1991 году. В день, когда в БКЗ «Октябрьский» должна была состояться премьера, грянул путч. Спектакль отменили. Два дня мы не знали, в какой стране всем придется жить. И вот 21 августа нам разрешили играть. В зале были те, кто еще вчера стоял на площадях, и все испытали необыкновенный душевный подъем. Потом спектакль сошел со сцены.

Через несколько десятилетий мне захотелось вернуться к «Реквиему». Изначально я намеревался просто восстановить спектакль и немного его отредактировать. В итоге так увлекся, что сочинил фактически новый балет на моцартовский «Реквием» и поставил акт по мотивам одноименной поэмы Ахматовой на музыку Шостаковича. Все получилось очень быстро, так как идея спектакля уже была готова. Самое трудное для меня — выбор темы, героя, с которым я проживу год. Очень важно, чтобы персонаж оказался мне близок, понятен. Тогда, ставя балет, я буду проживать и его, и свою собственную судьбу.

Второй мучительный этап — выбор музыки. Это ведь океан, в который ты погружаешься. Плаваешь, плаваешь, пока не выплывешь, а потом в процессе сочинения опять блуждаешь по волнам, все меняешь. В случае же с «Реквиемом» все было ясно: есть гениальные произведения Моцарта и Шостаковича, и дай Бог вдохновения. Многие говорят: Эйфман ставит по литературным произведениям. Это так. Но я не переношу на сцену сюжеты. Я прихожу в балетный зал, слышу музыку и воплощаю в движении то, что в ней скрыто.

Я неслучайно выбрал «Камерную симфонию» Шостаковича. Она эмоционально соответствует трагической исповеди героини Ахматовой. В итоге получилось именно то, о чем я мечтал. Балет «Реквием» мне очень дорог. В первом акте отражена страшная правда конкретного времени — та трагедия, которую пережили наши родители. Она у нас в генах, в подсознании. Отсюда откровенность, эмоциональная обнаженность спектакля. А потом второй акт, связанный с первым сквозным образом Матери. Здесь действие переходит на уровень глобальных философских тем: жизнь и смерть, страх, порожденный осознанием собственной конечности, надежда на бессмертие. Все это существует в любом из нас, вызывая различную реакцию, но каждый знает: мир вокруг — бренен.

Мы понимаем, что когда-нибудь уйдем. Одни стремятся через свои деяния остаться в памяти людей и таким образом обрести бессмертие при жизни. Другие молятся в надежде на то, что вечная жизнь будет дарована им после ухода в мир иной. Столь масштабная философская тема, поднятая в спектакле, показала широту наших возможностей. Умение ставить самые сложные вопросы и — используя различные художественные формы —искать на них ответы. Профессионалу доступно все. Главное, чтобы было вдохновение.

— Очевидно, что «Реквием» стал главным вдохновением прошлого сезона. Что еще вас порадовало?

— Наши гастроли в Лондоне. Они совпали с крымскими событиями, поэтому было много непростых моментов, напряженности. Отзывы в прессе публиковались разные. Но в то же время и «Анна Каренина», и «Роден» имели невероятный успех, и это — объективный факт.

Начался новый учебный год в Академии танца. Вообще, ее история удивительна. Я ведь не вынашивал десятилетиями замысел создания такой школы. Просто с каждым годом становилось все тяжелее и тяжелее получать профессиональных артистов. Мы начали остро ощущать проблему кадрового голода. Тогда я стал изучать опыт других трупп мира. Все они пытаются создать собственную школу, а моему театру это особенно необходимо, потому что у него свой стиль, и очень индивидуальный. Нам свойственно уникальное умение выражать на языке танца самые сложные эмоции и идеи. Даже способные артисты осваивают этот стиль постепенно. Лишь года через два-три они становятся полноценными танцовщиками нашего театра.

Однажды я понял: необходимо создать академию, выпускающую хорошо обученных и четко сориентированных артистов, готовых членов труппы. Сперва придумал школу-студию стажеров, где могли бы развиваться танцовщики нашего стиля. Но затем стал размышлять и обратился к Валентине Ивановне Матвиенко, которая тогда была губернатором Петербурга. Она с энтузиазмом приняла идею об основании новой школы, и проект начал активно реализовываться. Построили всё очень быстро. Чувствовалось: это дело — действительно богоугодное. И я отношусь к нему со всей ответственностью. Наши соотечественники, имеющие средства, общественное влияние, должны дать возможность талантливым детям (и прежде всего ребятам из неблагополучных и малоимущих семей) получить профессию и состояться в жизни. Мы собираем одаренных детей со всей России, учим, кормим и одеваем их за счет государства и спонсоров. Воспитанники принимаются на полный пансион.

— В этом году тоже собрали детей со всей страны?

— Да. Но есть дети и из других стран. Например, мы взяли девочку-беженку из Донецка. Она сочинила просто потрясающее письмо-размышление на тему балета. Я сам был поражен, откуда у ребенка такое воображение и понимание нашего искусства. У нас собраны действительно талантливые и мыслящие ребята.

— С такими танцовщиками, вероятно, и балетный театр будет совсем другим?

— Я хочу создать балетный Театр Мира — центр, объединяющий различные направления и формы нашего искусства, где бы постоянно собирались и молодые, и опытные мастера. Где можно было бы обмениваться идеями, экспериментировать. В том числе — развивать современные мультимедийные средства. Сейчас они используются у нас периодически, несистемно. Буквально недавно Университет кино и телевидения познакомил меня с компьютерными технологиями, благодаря которым можно создавать фильмы-балеты. Движения танцовщика записываются и затем с помощью графики облекаются в какую угодно форму. За этим — будущее. Я не сторонник того, чтобы отказываться от живых человеческих тел, но у новых технологических средств большие перспективы.

Дворец танца — не театр для Эйфмана, а мировой центр притяжения новых идей и имен. Бурлящий котел. На сегодняшний день главные проблемы нашего балетного сообщества — творческий застой и меркантильность. Есть внутренние явления, которые провоцируют это состояние, но существуют и внешние факторы. Когда человек попадает в систему, где все расфасовано по полочкам, он начинает кому-то подражать. И ориентируется не на художественные ценности, а на то, что считается модным и принимается журналистами. Все ищут быстрого признания. Заполучить его можно, уйдя в так называемый «авангард». Поэтому, к слову, сегодня молодые хореографы практически не умеют ставить спектакли большой формы.

Я недавно посмотрел несколько работ довольно известных коллег. Знаете, это напомнило мне провинциальные советские балеты середины прошлого века. Полное отсутствие способности мыслить пластическими образами и посредством их решать драматургические задачи. Сегодня форма большого сюжетного балета, по сути, заново открывается западными хореографами. В какой-то момент такие спектакли стали немодны, и балетмейстеры со временем разучились их ставить. Теперь же театры вновь хотят выпускать полноценные балеты. Однако хореографы пока к этому не готовы.

— Но вы каждый сезон выпускаете полноценную постановку. Что ждет нас сейчас?

— Я погружен в работу над балетом по мотивам романа Фицджеральда «Ночь нежна». Постановка будет называться «Up and Down». Ею я хочу закончить психиатрическую тему, причем поставить не точку, а кляксу. Вначале я намеревался сочинить балет о Фрейде. Мне интересны как сама тема погружения в мир подсознания, так и выражение этого опыта посредством хореографии. Однако идея осталась нереализованной. А потом я подумал о романе «Ночь нежна». В нем есть всё: подходящий сюжет, привлекательное время действия — 20-е годы прошлого века. Это был век джаза, свободы, блеска. В нашем балете две линии: восхождение душевнобольной девушки и падение главного героя — врача-психиатра, предавшего себя и свой дар.

Сейчас мы работаем над вторым актом. В конце января состоится премьера. Балет постановлен на музыку Гершвина, Шуберта и Берга.

— Главное, что его есть кому танцевать. В этом году был большой набор в труппу.

— Мы всегда стремимся к тому, чтобы к нам приходили новые артисты. Ведется борьба за качество. У нас была ситуация, когда мы потеряли семь ведущих балерин из-за беременностей, травм и семейных обстоятельств. Ни один театр мира не выдержит такого. Но мы не остановились, не прекратили работу, хотя было очень тяжело. Я поставил перед своими коллегами задачу — искать новых артистов. Была проведена серьезная работа, и к нам пришел 21 человек. Они разные: есть и опытные танцовщики, и талантливая молодежь. Не так давно в Монте-Карло партию Карениной с нами блестяще танцевала прима Большого театра Екатерина Шипулина. Я рад этому сотрудничеству и надеюсь, что наша дружба продолжится.

Уже сегодня я готовлю труппу к совершенно новой жизни, которая начнется тогда, когда появится Дворец танца. Сейчас мы даем в Петербурге 25–30 спектаклей в год (плюс около 100 вне нашего города). Откроется дворец, и будем играть дома до 150 спектаклей. И мы не сможем делать это исключительно на базе моего репертуара. В нашей афише появятся классика, имена других хореографов. Поэтому труппа должна стать более объемной, умеющей танцевать балеты XIX, XX и XXI веков.

— Несколько трупп внутри одной?

— Да. Будет два кордебалета — классический и мой. Это костяк двух трупп. Солисты одни и те же: им самим интересно, когда репертуар разнообразен. Сегодня ты танцуешь «Лебединое озеро», а завтра — «Анну Каренину». Сегодня — белую «Жизель», а завтра — «красную».

Еще одна, третья, труппа — авангардная, с которой ежедневно будут работать хореографы. 20–25 человек, уже, возможно, занимавшиеся модерном на Западе или где-нибудь у нас. Это будет творческая лаборатория для талантливой молодежи.

У меня масса идей. Я не становлюсь моложе, но желания работать с годами все больше и больше. Прихожу в театр 8.30, ухожу в 23.30. И так — день за днем в течение десятилетий. Все замыслы очень серьезные. Государство поддерживает то, что я предлагаю и выношу на обсуждение. Я живу в удивительное время, когда есть идеи и возможности их реализовать. Убежден: если все пойдет так, как и было задумано, то через три-четыре года вы увидите результат. К тому времени появятся выпускники академии.

Сейчас я выбиваюсь из сил, поскольку должен каждый день ставить новые балеты. Это борьба за выживание: гастроли, конкуренция... Я не теряю ни одного дня, но времени все равно не хватает. А ведь так хочется открыть молодым коллегам секреты нашей профессии. Сегодня — и в этом я глубоко убежден — балет находится в кризисе. Я ко всем отношусь с большим уважением, но действительно не вижу ничего принципиально нового. Надеюсь, появятся молодые хореографы со своим видением, особым миром.

Есть и другие глобальные проблемы в балете. Мы теряем ориентиры, и это очень обидно. Я прожил немало лет, и горько видеть, как профессионалы утрачивают истинные ценности, понимание высокого искусства. Сказка про голого короля, на мой взгляд, сегодня самая актуальная для балетного мира.

— Хореографы должны быть непохожи друг на друга. Но хореографы, которые вышли из вашей труппы, ставят как вы.

— Вы не правы. Возьмем нашего солиста Олега Габышева. Он сочиняет хореографию, но не копирует меня. Олег пока находится в поиске, пробует свои силы, но он совершенно иной.

Сейчас я не имею права рисковать. Мы работаем, как саперы. Одна ошибка — и всё. Если я сочиню балет, который не будет иметь успех, мы потеряем два года жизни. Театр перестанут приглашать на гастроли. Я должен ставить спектакли, которые будут востребованы во всем мире. Тогда труппа сможет существовать. Мне хотелось бы поэкспериментировать, но сейчас я не могу себе этого позволить.

— Баланчин тоже мечтал об этом. Но работал до конца жизни на успех.

— Он, по его собственным словам, был поваром. Я себя поваром не считаю. Если мне удастся, буду экспериментировать с молодыми ребятами. В молодости я 10 лет работал хореографом в Вагановском училище. Мне это очень помогло. Сейчас я открываю двери Академии танца перед хореографами. Они смогут работать с нашими воспитанниками. Это уже шанс. Остается дождаться появления во Дворце танца студии хореографов. Нигде в мире подобного нет, и я рад, что это создается именно в Петербурге. Возрождение балета — задача общая. Сегодня все — хореографы, журналисты, критики — должны преодолеть личные амбиции и объединиться. Только совместными действиями мы сможем вернуть современному отечественному балету утраченные позиции.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир