НИИ киноискусства не хочет вступать в «неравный брак» со ВГИКом


Члены Гильдии киноведов и кинокритиков и ректор ВГИКа Владимир Малышев стремительно обменялись открытыми письмами: кинодеятелей поссорила судьба Научно-исследовательского института киноискусства и его здания в центре Москвы, которое уже через месяц может закрыться на реставрацию.
В июне 2013 года «Известия» писали, что НИИ киноискусства (НИИК) повезло: этот институт был присоединен к ВГИКу незадолго до начала болезненных реформ Минкультуры и на время выпал из поля зрения учредителя. Остальные пять институтов, подведомственных министерству, за прошедший год пережили смену директоров, жесткую кадровую чистку и переход на новое госзадание. Теперь «везение» НИИ киноискусства закончилось, хотя вести о сокращении штата доходили оттуда и раньше.
В августе ректор ВГИКа Владимир Малышев получил акт проверки здания НИИКа, находящегося в Дегтярном переулке.
— Есть проблемы с фундаментом, крыша течет, фасады начали осыпаться. Естественно, сотрудники НИИКа должны освободить здание, чтобы там началась реставрация, — объяснил он «Известиям».
Переселять сотрудников собираются в новое 11-этажное здание ВГИКа, отстроенное на ВДНХ. Ректор обещает отдать им достойные площади и не разлучать друг с другом. Но ученые говорят, что под предлогом реставрации их выселяют из Дегтярного переулка навсегда. И опровергнуть их опасения Владимир Малышев не в силах.
— Своей волей вернуть ученых или не вернуть в это здание я не могу. Мы не владеем помещениями, нам они переданы Росимуществом в оперативное управление. Всё будет по закону, — заявил ректор.
Свои подозрения киноведы выразили в открытом письме к правительству, администрации президента и общественности, напомнив и про другие свои претензии к министру культуры и ректору ВГИКа: сокращение штата и перевод сотрудников на половину тарифной ставки, подчинение ранее независимого института ВГИКу и «унизительный» контроль за присутствием ученых на рабочем месте.
— Тенденция такова, что институт постоянно ужимают в правах. Его хотят уничтожить либо сделать незначимым придатком киношколы под названием ВГИК, — убежден составитель письма, кинокритик Виктор Матизен. — Единственным критерием работы научного сотрудника являются его публикации, а отнюдь не количество времени, проведенного им на рабочем месте.
— Не дело ученых-гуманитариев — появляться на работе. Дело ученых — проводить исследования и писать книги, — солидарен с ним экс-директор Института культурологии Кирилл Разлогов. — Сидя на работе, эти люди абсолютно ничего не могут сделать по своей специальности. Они должны ходить в музеи, ездить по фестивалям, работать в библиотеках.
Имя Разлогова, несмотря на его солидарность с коллегами, среди авторов письма не значится.
— Я не подписал открытое письмо, хотя все вопросы там поставлены правильно. Дело в том, что ректор ВГИКа находится в безвыходной ситуации. Ему, как в «Крестном отце», сделали предложение, от которого он не смог отказаться. Он просто крайний. А поскольку в письме основные претензии адресованы ему, я не мог подписаться, — пояснил Кирилл Разлогов «Известиям».
Владимир Малышев ответил на письмо через два дня. Оспорив претензии коллег по поводу пренебрежения интересами НИИКа, он всё же не захотел вступать в открытый конфликт. Его послание завершается оптимистичным выводом: «Так что за работу, товарищи!»
Чувствуется, что судьба НИИ развела по разные стороны баррикад не просто знакомых друг с другом людей, а давних друзей. Поэтому участники конфликта стараются оставаться в рамках интеллигентной дискуссии.
— Тон письма Малышева меня более чем удовлетворил, — признал президент Гильдии киноведов и кинокритиков, ведущий научный сотрудник НИИКа Андрей Шемякин. — Жаль только, что сайтом proficinema.ru оно подано как ответ гильдии. А гильдия — часть Союза кинематографистов, и таким образом она оказалась подставлена. На самом деле каждый из нас подписывался под письмом от своего имени и по доброй воле — и члены гильдии, и сотрудники НИИКа, и педагоги ВГИКа. Я против колхоза в таких вещах.
Будущее особняка Зиминых в Дегтярном переулке остается туманным. Достойным выходом из ситуации было бы размещение там ныне бездомного Музея кино. Но здание 1897 года едва ли удастся переделать под сегодняшние музейные нужды.
— Туда можно было бы поселить администрацию музея, — допустил Кирилл Разлогов. — Но целиком музей как учреждение, открытое для посетителей, просто не поместится. Хотя для музея, вообще не имеющего своего здания, это уже был бы «вдох и выдох».
Разлогов, как и почти все собеседники «Известий», склоняется к тому, что НИИК из особняка выселяют навсегда.
— Думаю, что здание отбирают насовсем. Приведу пример. В свое время, когда сгорел Дом актера, Борис Ельцин пообещал вернуть его артистам. Но после ремонта в Доме актера появилась галерея, а артистов переселили в другое здание. Это было обещание первого лица государства — не министра или ректора. А сейчас даже обещаний нет, — говорит Разлогов.
— Не думаю, что нам удастся отстоять здание, — вторит ему Андрей Шемякин. — Но мы хотели поднять более важный вопрос — уничтожение академической науки в ее институциональной форме. Надеюсь, что по этому поводу какая-то реакция будет, необязательно скандальная и репрессивная. Если затеваются реформы, которые не могут осуществляться без участия тех, кого реформируют, должно быть доверие. А когда нам говорят: «Докажите, что вы нужны», — большинство просто немеет от такого хамства. Кому мы должны это доказывать?
Президент киноведческой гильдии винит себя в том, что не «забил тревогу раньше». Но обещает, что нынешним письмом борьба гуманитариев за свою институциональность не закончится.
— Год назад было аналогичное письмо на филфаке МГУ, которое просто не заметили. Наше уже имеет хоть какой-то резонанс. Если сейчас реакция руководства не последует, процесс будет продолжаться, ситуация будет усугубляться, — говорит он.
Между тем виды на собственное будущее у обеих сторон, обменявшихся письмами, не радужные. По крайней мере, Владимир Малышев подписал свое публичное обращение словами «пока еще ректор ВГИКа», а Андрей Шемякин представился «Известиям» как «пока еще президент Гильдии киноведов и кинокритиков».