Довлатов вернется в заповедник


Первый фестиваль Сергея Довлатова откроется 20 сентября 2015 года — так следует из презентационного ролика, показанного культурной общественности в Псковском драматическом театре. Ролику предшествовал фрагмент спектакля «Граф Нулин. Музыкальное изложение», где худрук театра Василий Сенин остроумно соединил пушкинский текст с панк-роком и электронными шумами — креативом местной группы Drif.
Довлатова на презентации не читали и почти не цитировали, загодя переведя в таблички. «Вы сядете за стол «Филиал», у вас — «Ундервуд», а у вас — «Ремесло», — предупреждали гостей у входа. Тематической рассадки ждали долго. Главного гостя, губернатора Псковской области Андрея Турчака задержали государственные дела. Самые любознательные решили употребить это время на знакомство с будущей площадкой фестиваля и в сопровождении худрука совершили экскурсию по недавно отреставрированному театру.
Припозднившийся губернатор пожелал Довлатов-фесту успехов, попутно напомнив генпродюсеру Алексею Бокову, что именно ему, Андрею Турчаку, принадлежит идея проводить в пушкинских местах фестиваль Довлатова. «Раз человек так отстаивает свое авторство, значит, будет помогать», — оптимистично рассудили за тематическими столами.
Генпродюсер наряду с губернаторской поддержкой рассчитывает на помощь Минкультуры и в ближайшее время подаст в ведомство соответствующую заявку. Административным ресурсом фестиваль поддержит область. Местные культурные учреждения, в том числе музеи-заповедники «Михайловское» и «Тригорское», где в 1977 году Довлатов водил экскурсии, войдут в число соорганизаторов и бесплатно пустят на свои площадки.
На Довлатов-фесте будут представлены литература, театр и кинематограф. Каждому виду искусства отводится день. Изобразительная составляющая мыслится фоном масштабного действа. Куратор арт-программы Айдан Салахова устроит арт-поле на территории Псковского кремля. По завершении фестиваля арт-объекты должны радовать жителей Пскова еще месяц — таково желание руководителей города.
О поэтической и кинематографической программах пока известно, что куратор первой — Вера Полозкова — намерена привлечь к участию зарубежных поэтов, а куратор второй — Андрей Плахов — покажет российскую премьеру еще не известного фильма 2015 года.
Виктор Ерофеев, отвечающий за прозу, проведет турнир писателей. Им будет предложено создать эссе или рассказ на тему «Портрет Довлатова». К началу фестиваля организаторы издадут сборник текстов финалистов. Победителя, которого назовет сформированное Ерофеевым жюри, объявят в ходе литературного дня.
Основная задача куратора театрального раздела Павла Каплевича — постановки, сделанные специально для фестиваля. В частности, отсутствие музыкальной программы восполнит музыкальный спектакль. А в качестве спецсобытия режиссер хочет пригласить спектакль «Заповедник» театра Ленсовета в постановке Василия Сенина и с Артуром Ваха в главной роли.
Творческая составляющая Довлатов-феста уточняется и будет опубликована за полтора-два месяца до начала. На вопрос «Известий», не забудут ли кураторы программ, в честь кого собрались (как это случилось на фестивалях Чехова в Москве и Платонова в Воронеже), генпродюсер ответил, что кураторам предоставлена полная свобода, а презентация на то и устроена, чтобы они напитались энергией места и мыслили в соответствующем направлении.
Возможно, в качестве фестивальной площадки будет задействован Дом-музей Довлатова в деревне Березино. Музей частный, с владельцами организаторы Довлатов-феста ведут переговоры и при удачном исходе хотят провести там конкурс студентов-журналистов — в память о Довлатове-газетчике.
Выстроенный рядом с домом крытый павильон, украшенный коллажами с изображениями писателя на фоне Петербурга, Нью-Йорка и Пушкинских Гор, годится для камерных литературных вечеров, а участок вокруг — для экспозиции арт-объектов. Один такой — проржавевшая бочка «Пиво» с прикнопленной цитатой «Я столько читал о вреде алкоголя, решил навсегда бросить... читать» — уже стоит у забора.
Хорошо впишутся в концепцию Довлатов-феста популярные ныне лайф-экспонаты, нечто среднее между арт-объектом и перформансом. Образчик такого подхода был продемонстрирован при въезде в Березино. Высыпавшие из автобусов гости окружили стол, накрытый для дружеской мужской беседы. На многих экспонат оказал эстетическое, ностальгическое и терапевтическое воздействие. Некоторые признавались, что телячьи котлетки под сливочным соусом, только что съеденные в белом шатре на михайловской поляне, внесли в их сосуществование с Довлатовым когнитивный диссонанс. И вот теперь, положив на кусок черного хлеба кильку в томате и налив в граненый стакан самогона из пятилитровой бутыли, они во всей полноте ощутили гармонию этих мест.