Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России освободили Катериновку в ДНР
Мир
Путин указал на целенаправленное поощрение нацизма и русофобии во многих странах
Мир
Россия, Китай и Иран проведут консультации по ядерной программе в Москве
Мир
Спасатели МЧС РФ обследовали 75 зданий в Мьянме в поисках людей
Экономика
Песков заявил об отслеживании Москвой ситуации с ценами на нефть
Мир
В Венгрии указали на подрыв конкурентоспособности ЕС неумелой политикой Брюсселя
Мир
Трамп заявил об отсутствии инфляции в США на фоне введения пошлин
Мир
В МИД РФ подчеркнули важность нейтральной позиции в работе ВОЗ
Общество
Путин поздравил Овечкина с историческим рекордом по числу заброшенных шайб в НХЛ
Общество
В ГД внесли проект о присвоении священникам статуса ветерана боевых действий
Экономика
ФАС запросила у производителей ПВХ причины изменения цен на товар
Экономика
В ЦБ РФ указали на рост международной сети приема карт «Мир»
Мир
МИД Ирана предупредил о жестком ответе на возможную атаку США и Израиля
Общество
В Госдуме предложили учредить должность уполномоченного по защите животных
Происшествия
«Газель» въехала в подземный переход на станции метро «Парк Победы» в Москве
Общество
В Красноярском крае более 20 мигрантов незаконно привлекались к труду
Спорт
КХЛ поднимет потолок зарплат на 50 млн рублей

Рожденный в кризис

Малотоннажному автомобилю «Газель» — 20 лет
0
Рожденный в кризис
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Первый российский автомобиль, созданный с помощью системы автоматизированного проектирования. Единственная модель, которая на протяжении двух десятилетий остается безусловным лидером рынка. Самый ценный автомобильный бренд России. Да, вы не ошиблись, все эти эпитеты про хорошо всем знакомую и привычную «Газель». В июле самому популярному российскому коммерческому автомобилю исполнилось 20 лет.

Сегодня классическая «Газель» уже не производится. Со сменой эпохи она уступила место модернизированной «ГАЗели БИЗНЕС» и модели нового поколения — «ГАЗель NEXT». Однако 20 лет назад появление в продаже полуторатонного грузовика стало настоящей революцией.

Если вспомнить начало 1990-х, то сама возможность старта производства новой модели кажется почти чудом. Кризис, цепочки неплатежей, неумение и неготовность советских индустриальных гигантов работать в условиях свободного рынка. Спрос на основную продукцию Горьковского автозавода — среднетоннажные грузовики — падал даже не год от года, а от месяца к месяцу. Предприятию не хватало денег не только на развитие, но и на выживание. Тем большее уважение вызывает решимость и прозорливость руководства завода, которое сумело в такое время правильно уловить тенденцию и сконцентрировать силы на единственном, но самом важном продукте.

Со времен первой «полуторки» ГАЗ-АА, производство которой было запущено в 1932 году, в СССР не выпускалось автомобилей с грузоподъемностью 1,5 т. Неповоротливость плановой экономики не позволила за почти 60 лет создать маневренный и экономичный автомобиль такого класса. Перевозки грузов даже небольшого объема осуществлялись на среднетоннажных грузовиках. Несмотря на все разговоры об экономии, огромные транспортные издержки никого не волновали.

Изменения в ментальности начались только в конце 1980-х. С началом перестройки и появлением корпоративного движения потребность в малотоннажниках стала очевидной. Плановые органы СССР рассматривали в качестве базового предприятия для разработки и освоения такой машины сразу несколько заводов, в том числе Ульяновский, Брянский и даже Кировобадский. Однако только ГАЗ с его огромным производственным и конструкторским потенциалом смог в этот сложный момент освоить создание новой модели.

К разработке машины приступили в 1989 году. Впервые в отечественной практике использованное математическое моделирование позволило не только обеспечить высокую точность расчета элементов кузова, но и освоить производство в рекордно короткие сроки. Дебют предсерийной линейки состоялся в августе 1993 года на II Московском международном мотор-шоу, а уже 20 июля 1994 года с конвейера сошел первый бортовой грузовик.

Владимир Четвериков, ведущий конструктор семейства «Газель» вспоминает: «В концепции будущего автомобиля, пожалуй, главным показателем стала необходимость обеспечить полную массу не более 3,5 т, чтобы им могли пользоваться водители, у которых права только категории «Б». К весовым показателям во время проектирования выдвигались самые жесткие требования. Серьезные споры шли также о рамной или безрамной схеме конструкции нового автомобиля».

Неизвестно, стало ли решение результатом точного расчета или озарения, но именно рама обеспечила «Газели» уникальное рыночное преимущество. В отличие от большинства иностранных аналогов, построенных на несущем кузове, особенности рамной конструкции делают ее идеально подходящей для наших условий: высокая прочность даже на плохих трассах, низкая стоимость ремонта, легкость в установке любых специальных надстроек и терпимость к перегрузу. Там, где перегруженная «Газель» будет кряхтеть, но двигаться, иномарка с несущим кузовом просто развалится.

Несмотря на ряд проблем, которые постепенно устранялись заводом, получившийся автомобиль обладал всеми достоинствами, которые позволили «Газели» 20 лет оставаться самой востребованной машиной, сохраняя 50-процентную долю рынка: высокая маневренность, низкая цена, неприхотливость и простота конструкции, отличная функциональность. Она сразу стала бестселлером и «палочкой-выручалочкой» для быстро растущего малого и среднего бизнеса и маршрутных перевозок. Без нее невозможно себе представить, как развивалась бы российская экономика в 1990-е годы. Всего с 1994 по 2014 год выпущено более 2 млн автомобилей.

За прошедшие годы «Газель» пережила несколько этапов рестайлинга и две серьезные модернизации. Очень важно было обновление 2010 года, в результате которого появилось семейство «БИЗНЕС». Помимо бензинового эти машины стали комплектоваться дизельным и двумя типами битопливных (газ-бензин) двигателей. Сегодня это самая широкая линейка силовых агрегатов на российском рынке.

Однако самым решительным шагом вперед стало начало выпуска «Группой ГАЗ» в апреле 2013 года нового семейства — «Газели NEXT». Многие перевозчики считают, что это уже не «Газель», а совершенно другой автомобиль, и называют его просто «Некст». Независимая передняя подвеска, реечное рулевое управление, просторная кабина из оцинкованной стали, мощные тормоза обеспечили уровень управляемости и эргономичности, который раньше считался недоступным для российского автопрома. О ресурсе и надежности говорят уникальные условия гарантии: 3 года или 150 тыс. км пробега. Это лучше, чем у иномарок, «выступающих» в том же классе.

Оценку дает Олег Дерипаска, председатель Наблюдательного совета бизнес-группы «Базовый элемент», основной акционер «Группы ГАЗ»: «В России, в сегменте коммерческих перевозок, «Газель» стала нашим воплощением девиза Генри Форда «автомобиль для всех» — это доступная машина для бизнеса, школы и медицины, коммунального хозяйства и других сфер. За последние годы мы инвестировали свыше 20 миллиардов рублей в новые технологии. В итоге сегодня под брендом «Газель» выпускается принципиально новое поколение автомобилей, которые уже завоевали признание профессионалов в России и готовы к покорению экспортных рынков».

Новое семейство активно развивается. Уже выпущены грузопассажирский вариант с двухрядной кабиной и 19-местный автобус, на очереди и другие модификации. Разменяв третье десятилетие на конвейере, «Газель» — теперь с приставкой NEXT — остается любимицей отечественных водителей и транспортников, успешно конкурируя с одноклассниками лучших мировых брендов.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир