Михайловский балет превратил класс в концерт


У Михайловского театра три магистральных линии балетного репертуара. Первую, учитывая придворные корни коллектива, можно назвать императорской. В этом разделе такие шедевры классического наследия, как «Лебединое озеро» и «Жизель». Вторую — советской. Здесь блистает «Лауренсия» и горит «Пламя Парижа». Третья линия — современная, точнее сказать, дуатовская. Убывший в Берлин экс-худрук Михайловского балета Начо Дуато оставил труппе поставленные в Петербурге композиции и в качестве хореографа-резидента намерен ставить еще.
Ранее «императорское», «советское» и «дуатовское» в одном спектакле не пересекались. И вот балетоманам, по каким-то причинам упустившим из виду михайловское разнообразие, выпал шанс восполнить пробел в одно касание. В рамках фестиваля «Балет. Высокий сезон» театр представил «тройчатку», где фигурируют достижения труппы во всех трех разделах.
Открыл вечер «Привал кавалерии» — милая безделушка из придворных опусов Мариуса Петипа. Закрыла — «Белая тьма», трагический спектакль Дуато, посвященный умершей от передозировки наркотиков сестре. В первом — лирическая история со свадебным па-де-де; бравые драгуны, способствующие счастью влюбленных; умилительные декорации идеальной деревни; задиристые пейзане, очаровательные пейзанки, кивера, ментики, полковые барабаны. Во втором — минималистское оформление, приглушенный свет, сыплющийся с колосников безжалостный порошок (в роли героина — манная крупа) и похожий на навязчивую галлюцинацию танец, от которого тем не менее глаз не оторвать.
Роднит эти балеты энтузиазм труппы, успешно осваивающей полярные танцевальные высказывания. При этом, как ни странно, большие опасения поначалу вызывает старинный «Привал кавалерии», нежели недавно танцуемая «Белая тьма». А всё потому, что жанр балета-шутки, балета-анекдота, балета-водевиля практически исчез с наших афиш. Перед танцовщиками стояла непростая задача его сохранения и совершенствования, и они ее решили. Спектакль получился легким, искрометным, озорным, в чем немалая заслуга главной пары — Анжелины Воронцовой и Ивана Васильева, особенно органичных в крестьянских ролях.
Третий балет — «Класс-концерт» Асафа Мессерера — в Михайловском танцуют впервые. В своей новейшей истории он шел в Большом театре и в Национальной опере Украины, но долго на этих сценах не задержался. В Санкт-Петербурге шедевр советского наследия, по всей вероятности, останется. Постановщик Михаил Мессерер, он же главный балетмейстер театра, по долгу службы заинтересован в отличной форме подопечных, а «Класс-концерт» — театрализованное прочтение ежедневного балетного тренажа — напрямую призван помочь в ее поддержании.
Начинается и завершается балет вступительными фанфарами из «Праздничной увертюры» Дмитрия Шостаковича, в советское время ее часто подкладывали под кадры наших трудовых побед. «Класс-концерт» — это балетные домны и пашни. Здесь свои встречные планы, пятилетки в четыре года и рывки на опережение. И свои герои труда. Кордебалет соревнуется с солистами, солисты — друг с другом, а в процессе складывается коллективный портрет труппы, где лучшие выходят на такой максимум, что публика реагирует многоголосным «ах!».
Как это удается михайловцам? В целом неплохо: кордебалет ровен и стабилен, солисты техничны и обаятельны. Есть и безусловный лидер — Леонид Сарафанов, универсальный артист, одинаково свободно чувствующий себя и в классике, и в современном танце. Но вот вожделенное «ах!» срывают лишь сверхстремительные вращения, высоченные прыжки-шпагаты и отчаянные «рыбки» приглашенной солистки Натальи Осиповой.
Все-таки «Класс-концерт», наследующий большому советскому стилю, — это не просто выход, а дело доблести и подвиг славы. Тут вместо сердца нужен пламенный мотор. И тогда мечта прекрасная, еще не ясная, уже зовет тебя вперед. Осипову позвала, остальные пока в ожидании.