Смотр рядов


Пятый год портал «MBA в Москве и России» (mba.su) совместно с газетой «Известия» представляет Народный рейтинг российских бизнес-школ, основанный на результатах анкетирования выпускников MBA.
Экономический кризис сразу отражается на бизнес-образовании: уменьшаются наборы, школы начинают сокращать персонал, урезать продолжительность программ и т. д. Сегодня пересмотрены даже взгляды на «святая святых» — классическую программу MBA: если еще недавно считалось, что она хороша именно своей фундаментальностью (1800 часов), а идеи типа «мы выбросили из программы MBA все ненужное» объявлялись бредом, то теперь все говорят, что чем короче MBA, тем лучше.
Кризис проредил ряды российских бизнес-школ, в то же время ведущие школы предпринимают активные действия для того, чтобы привлечь менеджеров на обучение. Появилось несколько интересных форматов программ MBA, расширяется спектр специализаций, изобретаются конструкции объединенных программ «плюс...», волшебная палочка «трудоустройство» все чаще мелькает в рекламных статьях.
Одновременно активизировались промоутеры западного бизнес-образования, внедряющие мысль, что настоящий диплом MBA возможен только за границей. Редкая неделя обходится без пережевывания псевдоэкспертами давно опровергнутых стереотипов о «непомерных зарплатных и карьерных амбициях» выпускников российских школ бизнеса и прочих небылиц. С другой стороны, теперь в интернете можно встретить и сайты невиданных бизнес-школ, пользующихся немыслимой «поддержкой», и лукавые недоговоренности по поводу наличия престижных аккредитаций, и невыполнимые обещания, и прочие придумки. Поэтому Народный рейтинг бизнес-школ, который основан на информации, полученной от самих выпускников, минуя бизнес-школы, поможет в формировании более объективной картины.
В анкетировании выпускников программы MBA/EMBA приняли участие свыше 1,4 тыс. выпускников из 55 российских бизнес-школ. Оценка шла по пятибалльной шкале по нескольким параметрам: «увеличение дохода», «карьерный рост», «полезность установленных связей», «личностное и профессиональное развитие». Дополнительно оценивались величина дохода через два года после окончания школы бизнеса и альтернатива обучению в российской школе бизнеса.
В этом году мы включили в состав анкеты вопрос об альтернативе. И конечно, не могли не спросить выпускников, как они оценивают составляющие учебного процесса: содержание программы, уровень преподавателей, практическую применимость знаний, долю активных форм в обучении, уровень онлайн- поддержки обучения и сложность программы. Речь об этих показателях пойдет в публикациях, посвященных исследованию.
Шорт-лист участников рейтинга формировался исходя из минимального представительства выпускников: не менее 25 анкет от школы бизнеса, и таким образом прошла 21 школа бизнеса. Впервые в рейтинг вошла Бизнес-школа МФЮА и после трехлетнего перерыва — Байкальская международная бизнес-школа ИГУ (Иркутск). Для компенсации погрешностей одно рейтинговое место присваивалось школам, итоговые суммы баллов которых различаются между максимальным и минимальным результатами менее чем на 0,05.