«Соло для двоих» прервал «Удар ножом»


В разгар «мертвого» сезона балетоманы получили подарок — вечер современного танца с участием любимцев столичной публики Натальи Осиповой и Ивана Васильева. Вдохновитель креативных проектов (из последних назову «Грани» с участием Дианы Вишневой), продюсер Сергей Данилян, он же агент танцовщиков, назвал спектакль «Соло для двоих», что, в общем, отражает сегодняшнюю жизнь этой пары.
Начинали они в Большом театре, где много танцевали вместе. В 2011-м в поисках творческой свободы перебрались в Михайловский театр, в 2013-м их пути разошлись. Иван путешествует по миру в качестве свободного художника. У Натальи помимо гостевых контрактов постоянная работа в Королевском балете Великобритании.
В июле-августе у танцовщиков отпуск, и они решили провести его в совместной работе. Для постановки трех одноактных композиций Данилян пригласил трех хореографов — главу израильской «Батшевы», без пяти минут классика Охада Нахарина; бельгийца с марокканскими корнями Сиди Ларби Шеркауи и трудящегося в Лондоне португальца Артура Пита.
Репетировали в Тель-Авиве и Калифорнии, премьеру показали в Коста-Месе (Калифорния), где отработали со стахановским усердием — четыре спектакля за три дня. После Москвы везут программу в Лондон. Также Данилян планирует показы в Париже и Нью-Йорке, но это уже планы будущего года. Впрочем, «Соло для двоих» можно возить и дальше. Судя по московскому спектаклю, это высококачественное зрелище везде будет иметь своего зрителя.
В России градус зрительского восторга нарастал постепенно. Первый балет — Mersy («Прощение») на раннебарочную музыку Генри Шютца в постановке Сиди Ларби — удостоился лишь вежливых аплодисментов, хотя, на мой взгляд, это была лучшая композиция вечера. Я бы назвала ее поэмой контрастов — ангельская музыка сочетается с жесткой, временами имитирующей откровенное рукоприкладство хореографией; от марионеточной дерганности танцовщики выруливают к текучей лирике; сontemporary dance непринужденно монтируется с классическими позами и пуантовой техникой.
Охад Нахарин (Passo) к подобной утонченности не склонен. Его конек — раскованная пластика веселых приматов и вольные переплясы на фольклорные темы. Финальная жига с забавной маршировкой навстречу друг другу сорвала-таки бурные аплодисменты, но подлинный успех ждал артистов в «Факаде» Артура Пита. Публику к тому времени уже утомил минимализм происходящего — все эти бессюжетные дуэты, трусы-майки и аскетические задники. Так что свадебные костюмы, цветник на сцене и мелодрама с фатальным исходом оказались весьма кстати.
Для «Факады» (в переводе с португальского «Удар ножом») Пита переработал свою полнометражную трагикомедию Gods Garden — о жизнелюбивом («колеса», секс, алкоголь) отпрыске большой семьи, сбежавшем из-под венца, а затем, на свое несчастье, вернувшемся. В новом варианте остались мама героини (Валентина Ермилова) и музыкант — Франк Мунк, открывающий действие меланхолическим наигрышем на бузуке. Главной героиней оказалась покинутая невеста, главными танцевальными событиями — несколько дуэтов — то ли явь, то ли видения, и экстатическая пляска девушки. Танцует она на скамье, под которой лежит то ли убитый, то ли мертвецки пьяный жених.
Финальное соло — триумф Натальи Осиповой, на редкость харизматичной танцовщицы и актрисы. Собственно, и весь спектакль — ее триумфальное соло. Васильев хорош в полупантомимной роли недотепы-жениха (именно таким в отличие от оригинала получился этот герой), но там, где требуется воспитанное, говорящее каждой клеточкой тело, сравнения с партнершей не выдерживает. Это тот случай, когда разница в исполнительском классе слишком велика, чтобы получить удовольствие от дуэта. Хотя того, что преподнесла одна Осипова, хватило вполне.