Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Фламандцы из Лихтенштейна поселились на Волхонке

Произведения Рубенса, Ван Дейка, Йорданса и еще 20 мастеров экспонируются в ГМИИ имени Пушкина
0
Фламандцы из Лихтенштейна поселились на Волхонке
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс...». За многоточием в заглавии скрываются еще 20 мастеров, которые вместе с названными составили славу фламандской живописи XVII столетия. Все полотна — из княжеской коллекции Лихтенштейна, а открыл экспозицию наследный принц монархии Максимилиан.

Предыдущая российская выставка предметов этого выдающегося собрания тоже состоялась в ГМИИ — в 2009 году были представлены картины и мебель в стиле бидермайер, воспевавшем простые домашние радости первой половины XIX века. 

Фламандцы из Лихтенштейна поселились на ВолхонкеФламандцы из Лихтенштейна поселились на Волхонке

Тогда же, в 2009-м, начались переговоры о нынешней выставке, приуроченной к 20-летию установления дипломатических отношений между Россией и Лихтенштейном и официальному визиту в Россию наследного принца. Как рассказал «Известиям» директор княжеской коллекции Йохан Крефтнер, Музей имени Пушкина в лице президента Ирины Антоновой «сделал уникальный выбор».

— Все важнейшие произведения, которые могут быть транспортированы, привезены в Москву. Среди них целых 19 полотен одного только Питера Пауля Рубенса и еще 10 его не менее талантливого ученика и коллеги Ван Дейка. Вокруг этого ядра группируются значительные произведения более раннего периода с одной стороны, а с другой — выдающиеся работы художников эпохи после Рубенса, — пояснил Йохан Крефтнер. 

Фламандцы из Лихтенштейна поселились на ВолхонкеФламандцы из Лихтенштейна поселились на Волхонке

— Мы рассматриваем эту выставку как логическое продолжение длинной цепи экспозиционных проектов, связанных с показом в разные годы в  Пушкинском музее произведений из коллекций всемирных музеев Парижа, Лондона, Мадрида, Нью-Йорка, Мюнхена, Дрездена и Будапешта, — заявила директор ГМИИ Марина Лошак.

Рубенсу музей отвел свой самый престижный Белый зал. Судя по развеске, из 19 его работ (жанровый диапазон — от маленьких живописных эскизов до монументальных многофигурных полотен) главными для кураторов являются портрет дочери художника Клары Серены и масштабное мифологическое полотно «Марс и Рея Сильвия». Изображение девочки с необыкновенно проницательным взглядом встречает посетителей в центре зала, шпалера с Марсом и Реей замыкает его колоннаду.

Фламандцы из Лихтенштейна поселились на ВолхонкеФламандцы из Лихтенштейна поселились на Волхонке

Если портрет Клары Серены — действительно один из самых знаменитых детских портретов мировой живописи, то центральное место «Марса и Реи» скорее всего обусловлено другой причиной. На примере этого сюжета хорошо видно, как тщательно возделывают свою коллекцию князья Лихтенштейн. В экспозиции представлено само полотно, эскиз к нему и упомянутая шпалера.

Ван Дейк, Йорданс и 20 не заявленных в афише художников расположились в галереях, обрамляющих парадную лестницу музея. Среди полотен  Ван Дейка — «Святой Иероним», самая ранняя из его религиозных композиций большого формата, и один из лучших женских образов живописца — «Портрет Марии де Тассис».

Фламандцы из Лихтенштейна поселились на Волхонке

Четыре картины Йорданса, который после смерти Рубенса занял положение ведущего художника Антверпена, включают крупноформатную аллегорию изобилия «Дары моря», где сочный натюрморт с рыбой, по мнению экспертов, принадлежит еще одному герою московской выставки — мастеру анималистического жанра Франсу Снайдерсу. Кроме того, коллекция Лихтенштейнов делегировала в Москву первоклассные работы Гиллиса ван Конинкслоо, Лукаса ван Валкенборха, Яна Фейта, Питера Брейгеля-младшего и других авторов.

Выставка продлится до 19 октября.

Нескромное обаяние княжеской коллекции

55 полотен фламандцев, которые ныне экспонируются в ГМИИ имени Пушкина, — лишь малая часть коллекции княжеского дома Лихтенштейна. Всего в одном из крупнейших частных собраний мира около 2 тыс. предметов: картины, скульптуры, мебель, посуда, бытовые аксессуары, ценные книги, средства передвижения. Словом, всё, что требуется 600-летней монархии для поддержания высокого статуса.

Фламандцы из Лихтенштейна поселились на ВолхонкеФламандцы из Лихтенштейна поселились на Волхонке

По словам директора коллекции Йохана Крефтнера,  общая стоимость раритетов составляет не менее 3–4 млрд швейцарских франков. Решение о приобретении того или иного предмета принимает княжеская семья. Цена вопроса — до 20 млн швейцарских франков. Произведения современного искусства князья-консерваторы не приобретают: самые «взрослые» экспонаты датируются ранним Возрождением, самые «молодые» — 1850–1860-ми годами.

В лихтенштейнском издании «Сокровища княжеских коллекций», упоминается о 14 монархах, внесших наиболее существенный вклад в благородное дело собирательства. В частности, коллекцию фламандской живописи начал пестовать Иоганн Адам Андреас I (1657-1712). Он же построил летний дворец в Россау и городской дворец в Вене (в обеих резиденциях сегодня размещены экспозиции и хранилища). 

Фламандцы из Лихтенштейна поселились на ВолхонкеФламандцы из Лихтенштейна поселились на Волхонке

Ныне правящий князь Ханс-Адам II оборудовал дворцовые запасники, что позволило собрать рассеянные части коллекции, а в 2012 году открыл в городском дворце музей уютного стиля бидермайер. На счету князя самое дорогое приобретение Лихтенштейнов последнего десятилетия — за кабинет «Бадминтон» (флорентийская мозаика, сицилийская яшма, аметист, кварц, черное дерево, золоченая бронза) он заплатил $36 млн.

Содержать постоянно действующие музеи накладно, поэтому экскурсии в австрийских дворцах проводятся по предварительному запросу, а помещения сдаются в аренду для проведения семейных торжеств и производственных корпоративов. Брат монарха князь Филипп, принимавший журналистов из России, сообщил, что семейство относится к этому терпимо, поскольку большая часть вырученных сумм идет на содержание коллекции.

Коллекция осеняет все сферы жизни семьи, в том числе финансовую. Руководители семейного банка, расквартированного в столицах Европы, принимают посетителей в кабинетах, украшенных репродукциями портретов князей разных поколений, причем вниманию предлагаются как «полные» изображения представителей монархии, так и фрагменты, запечатлевшие драгоценное кружево, пуговицы, обшлага, парчу и прочие детали монаршего облачения. 

Фламандцы из Лихтенштейна поселились на Волхонке

— Мы стараемся, чтобы наши клиенты прониклись уважением к искусству, поэтому сопровождаем все наши встречи демонстрацией художественных ценностей, — пояснил «Известиям» глава LGT Group в Цюрихе Генрих Хенкель.  

Аккуратность в подборе и экспонировании предметов — фирменный знак коллекции: всё блестит, всё с иголочки, всё радует глаз первозданной новизной. Есть ощущение, что экспонаты — будь то тщательно отреставрированные полотна, проработанные «до щепочки» секретеры или огромная позолоченная карета, украшающая нижний зал Летнего дворца в Россау, — только что вышли из рук мастеров, хотя в их подлинности, разумеется, сомнений нет: таков метод реставрации.

Посетителям, которые не любят новодела и желают видеть вещи, тронутые дыханием времени, — прямой путь в запасники дворцов, в частности, в замок Вадуц, что расположен в столице Лихтенштейна. С 1938 года здесь живет княжеская семья, и внутрь можно попасть только в день независимости государства, 15 августа, но для русских журналистов сделали исключение. 

Фламандцы из Лихтенштейна поселились на ВолхонкеФламандцы из Лихтенштейна поселились на Волхонке

Покои в Вадуце сочетают средневековый аскетизм и современный уют. Рядом с копьями, арбалетами и старинными полотнами стоят вполне обыденные диваны и кресла. На столах — семейные фотографии. Свет проникает через узкие окна-бойницы. Прильнув к ним, можно с птичьего полета полюбоваться видами Лихтенштейна.

В хранилищах Вадуца, оборудованных по последним музейным технологиям, наряду с произведениями живописи и скульптуры содержатся собрание фарфора и военных аксессуаров. Фарфор — китайский, японский, европейский — расставлен по шкафчикам: каждому заводу или мастеру отведено свое пространство. Доктор Крефтнер, надев белые перчатки, демонстрирует раритетные образцы, в том числе личную посуду исторических персонажей, например, супруги Наполеона Жозефины. Этажом ниже — коллекция военных аксессуаров, практически неизвестная широкой публике. 

— Князья не были страстными воинами, — рассказывает доктор Крефтнер, — эта коллекция скорее дань европейскому средневековому укладу, когда воевали часто и по любому поводу.

Фламандцы из Лихтенштейна поселились на ВолхонкеФламандцы из Лихтенштейна поселились на Волхонке

Впрочем, военная коллекция выходит далеко за пределы средневековья. Мечи и секиры соседствуют с огнестрельным оружием (приклады в обязательном порядке инкрустированы драгоценными породами дерева) и мини-макетами старинных артиллерийских орудий: настоящие стоят во внутреннем дворе замка. 

Наряду с оружием представлена разнообразная амуниция — каски, кожаные ведра, походные погребцы с посудой, кровати-раскладушки, складные табуреты. По просмотру этих богатств создается ощущение, что военно-кочевая жизнь обустраивалась с той же любовью к деталям, как и мирный быт.

Система охраны продумана до мелочей, электронные входные устройства реагируют только на личные коды персонала.

— Постороннему попасть сюда практически невозможно, — поясняет доктор Крефтнер.

Ну а если это все-таки удастся, найти и вынести какой-либо предмет все равно проблематично: стальные двери закроются через полминуты. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир