Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Уроды Алексея Балабанова

Философ и культуролог Александр Павлов — о сути творчества умершего год назад отечественного режиссера
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Чуть более года назад не стало Алексея Балабанова. Одного из самых интересных и талантливых отечественных режиссеров. Возможно, даже самого талантливого и интересного. Некоторые с этим утверждением, конечно, не согласятся. Кое-кто, наверное, даже крик поднимет. 

У Балабанова действительно были свои ненавистники. И то, что его ненавидели или ругали, можно понять. Было за что. В том смысле, что в своих фильмах он показывал много чего такого, что другим людям может очень не нравиться. «Не нравиться» ровно настолько, что у них появлялось желание резко высказаться о том, что они посмотрели, обругать, осудить, послать гневные филиппики в адрес режиссера. Но о безразличии речи явно не шло. 

Резкое эмоциональное неприятие — своего рода признание талантов художника. Как говаривал один вымышленный, но в свое время весьма авторитетный персонаж поп-культуры, если в этом мире тебя никто не ненавидит, значит, ты делаешь что-то не так. Если не начинать сомневаться в этих словах — во всяких же словах можно сомневаться, — тогда Балабанов, похоже, делал всё так. Во всяком случае, он многое «делал так». 

Часто о Балабанове говорили как о режиссере, который снимает о сложном времени, показывая всю грязь и мерзость прежде всего 1990-х. Хотя когда он снимал и о других временах, то касался не менее грязных и мерзких тем, будь то 1980-е в «Грузе 200» или начало ХХ века в «Про уродов и людей». Но, конечно, именно 1990-е для него были как вода для рыбы. И если продолжать аналогию, то после окончания 1990-х он оказался в положении рыбы в почти высохшем водоеме. Важно, однако, не то, что он снимал кино об этом; важно то, что он — единственный снимал об этом. Во всяком случае, едва ли не единственный, кто снимал про это талантливо и проникновенно. 

Он как никто другой чувствовал дух времени и умел его передать. И после него делать это оказался мало кто способен. Едва ли не последней относительно удачной попыткой хоть как-то передать дух «лихого десятилетия» оказался фильм «Чужая» Антона Борматова. Однако и он до «слепка эпохи» не дотягивает, а держится большей частью за счет сценария Владимира Нестеренко, который, кстати, 1990-е прочувствовал хорошо. Однако то, что мы на самом деле не можем изобразить «лихие годы», очевидно. 

Я обратил на это внимание, когда размышлял о сериале «Физрук», в котором должно звучать — но не звучит — эхо 1990-х. 

Но этот, судя по всему, почти патологический интерес Балабанова к сложному времени являлся лишь следствием другой его темы, можно сказать, даже страсти. 

Речь об уродах. 

Даже не столько об уродстве как таковом, сколько о частных его проявлениях — уродах. 

К слову, если западные киноведы, которые активно интересуются «культовым кинематографом» (одной из тем которого, кстати, является «уродство») и пытаются найти аналоги культового кино не только в англоязычных странах, упоминая какие-нибудь русские фильмы, то это, как правило, фильмы Алексея Балабанова. 

Но, кажется, чаще всего внимание зарубежных исследователей привлекает не «Брат», не «Жмурки» и даже не «Груз 200». Обычно они упоминают его картину «Про уродов и людей». 

На самом деле в этом, а не каком-либо другом фильме кроется ключ ко всему творчеству Алексея Балабанова. Потому что, по большому счету, в фильмах Алексея Балабанова людей-то как таковых нет. Сплошь уроды. 

Как таковая тема «уродства» в кинематографе стала актуальна еще со времен выхода в прокат «Уродов» Тода Броунинга в начале 1930-х. Но у Броунинга всё было ясно и очень просто: простоватые цирковые уродцы с чистыми помыслами были гораздо менее уродливыми существами, нежели, казалось бы, не обезображенные, но с уродливыми душами люди. 

По большому счету, так и у Балабанова. 

Но у Балабанова уроды часто оказываются сложными натурами. В конце концов, заведующий кафедрой научного атеизма из «Груза 200» хотя уродлив не так, как «маньяк-милиционер», но тоже тот еще фрик. И даже, например, Данила Багров из «Брата» — фрик, не говоря уже о его брате Татарине. 

Всех фриков — и самых обычных, и просто ужасных, и ужасных на лицо, но добрых внутри — Балабанов любит. 

А 1990-е, если угодно, в каком-то смысле парад уродов, настоящее фрик-шоу. Как полагается, часть этих уродов — симпатичные люди, но, конечно, не все. Только вот винить этих фриков в их уродстве — дело самое неблагодарное. 

Что поделать, если время такое? 

Ведь, в конце концов, все знают, что антоним красоты — уродство. Эстетика интересуется уродством не в меньшей мере, нежели прекрасным. Главное, чтобы оно было выразительным. А у Балабанова оно более чем выразительно. 

Балабанова ругали именно за его любовь к уродству в самых разных его проявлениях и за то, что изображал этот порок он вполне искусно. Теперь, спустя год после его смерти, мы можем сказать, что так искусно изобразить уродство вряд ли кто-то сможет. Ушло время, когда красивым в кинематографе было только то, что выглядело уродливым.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир