Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предостерег Европу от разговора с Россией на языке превосходства
Мир
СМИ узнали о попытках компаний из США добиться исключений в пошлинах Трампа
Мир
Трамп пообещал сделать США сильнее и богаче
Мир
СМИ узнали о готовящемся визите Макрона в Великобританию
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Общество
Многодетные мамы доставили Благодатный огонь из Москвы в Белгородскую область
Мир
В Италии и Греции прошли утренние пасхальные службы
Мир
Трамп в пасхальном поздравлении раскритиковал Байдена за миграционную политику
Мир
СМИ сообщили о начале работы DOGE по сокращению госрасходов в сфере искусства США
Мир
Глава Южной Кореи отказался сопротивляться пошлинам Трампа
Мир
Папа римский появился на публике на праздновании Пасхи в Ватикане
Происшествия
Два ребенка и женщина пострадали при атаке дрона ВСУ в Белгородской области
Мир
Экс-депутат АдГ выразила обеспокоенность возможной поставкой ракет Украине
Мир
В Нижегородской области из-за пала сухостоя сгорели шесть зданий
Общество
Благодатный огонь доставили в Курск
Общество
Исследование выявило самые популярные пасхальные рецепты у россиян
Общество
Заслуженная артистка РФ Елизавета Зима скончалась в возрасте 79 лет

Пора слетаться на Лысую гору

Писатель Игорь Мальцев — о новом альбоме Инны Желанной и возрождении русской народной музыки
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Дмитрий Покровский смотрит в зал с пятачка «Музыкального ринга» и спрашивает: «Так вы спрашиваете про народную музыку или музыку для народа? Это вообще-то разные вещи».

Народная музыка — вообще предмет манипуляций. Ее отчаянно насаждают диктаторы и автократы.

Вон, в Португалии до 1974 года была запрещена рок-музыка и приветствовались только жанры типа fado. Потому как народная музыка — основа национального духа.

А как быть в многонациональных государствах? Да еще под крылом отца народов?

Тогда возникают моменты официальной «народной музыки» — одобренных канонов, а по сути поп-версии народности. Потому что реальная народная песня никому не нужна, кроме небольших этнических групп — или ограниченных групп в больших народах. Вот где-то там, на Русском Севере, поют свои странные песни меря, эзьря да веси, и пусть поют.

Пусть их собирают фольклорные экспедиции и складывают куда подальше. А для основной новой общности советского народа народные песни будут песнями, которые вообще к народу не имеют отношения. Как правило, написанные вполне профессиональными композиторами.

Доходит до неприятных курьезов вроде титров в фильме «Юность Максима» — «музыка народная», хотя было прекрасно известно, что «Крутится, вертится шар(ф) голубой» написана американским композитором Шоломом Сегунда.

А сколько народных песен написано дворянами? Все эти «По диким степям Забайкалья» (Иван Кондратьев — переводчик, историк, песенник)…

Приглаженные варианты «народности» — все эти на самом деле песни для народа: «Ой мороз, мороз», что поют по ночам у вас под окнами, которая сменила в середине брежневского правления «Шумел камыш, деревья гнулись» в качестве подоконной пьяной песни народа.

То есть народы СССР еще как-то сохраняли свое этическое музыкальное, а русским оставался официоз в кокошниках и «Русское поле» — музыка Френкеля, слова Инны Гофф, исполняет Кобзон». Признаемся честно, кокошники достали. Уже давно.

Это понимал удивительный музыкант Дмитрий Покровский — когда-то балалаечник, а потом соавтор Альфреда Шнитке. Это ему из зала телестудии кричали: «Как вы можете петь русские песни в костюме и галстуке?» А ведь он показал, что реальные народные песни — это энергия, ритм, по сути — шаманские оргии.

Правда, он старался не сильно показывать эту самую сторону традиционной русской песни, его и так клевали со всех сторон — потому что настоящее народное творчество вообще-то государству не нужно, потому что им сложно оболванивать и манипулировать. Поэтому я так любил ходить не на его концерты, а на его репетиции — там вовсю раскрывалась мощь, которую мое поколение видело только в роке, в жанре синтетическом.

Сейчас, много лет спустя после смерти Покровского, Инна Желанная, долго работающая в жанре, который проходит в мире по тэгу world music, вдруг вынесла в эфир эту самую силу, записав альбом «Изворот».

Послушайте его. Может быть, у вас появится какой-нибудь новый повод гордиться русской культурой. Вы услышите песни, которые никогда не слышали, хотя и считаете себя частью народа.

С первой же песни, с «Павлина», начинается шаманизм, и поэтому я очень хочу теперь увидеть это живьем. В красках кто-то услышит Kraftwerk с Майлсом Дэвисом времен Tutu, ну так и Боуи тоже слушал немецкий синтезаторный звук, да и Майлс написал Scetches Of Spain, где испанского народного больше, чем в самой Испании…

Да, это сдержанно-трагичные песни, но без сантиментов, которые всегда являются субститутом эмоций. Тут в каждой песне — сила. «Татары» могла бы быть саундтреком к фильму о русской истории, если бы нам постоянно вместо истории не подсовывали идеологию — каждый раз новую.

Да, трагедия, да, насилие, да, секс, да, тоска. Но ничего подобного у Желанной не слышишь — только беспредельная красота.

Современный человек уже давно слышит много разной музыки и даже подсознательно знает, что такое «актуальное звучание». И что без мощной работы ритм-секции нет драйва.

Здесь есть всё. Но какую бы точно просчитанную трагедию не нагоняли бы инструменталисты, над всем — турбулентный вокал Инны, который уравновешивает эмоции.

За многие годы это местный музыкальный продукт, за который реально не стыдно — ни в одном такте. И записано всё это вроде даже не под присмотром знатного покровителя этнической музыки Питера Габриеля. И я далек от сентенций типа «ну, посмотрите — наши-то могут», потому что это пораженческая позиция оправдания за тонны фуфла, которые обрушиваются на мозг местного слушателя.

Это настоящий, прекрасный русский шабаш. Пора слетаться на Лысую гору.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир