Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
Путин подписал закон о ратификации договора о стратегическом партнерстве с Ираном
Общество
Путин отметил способность россиян преодолеть любые угрозы
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Армия
Путин сообщил о возобновлении боевых действий после пасхального перемирия
Мир
Султан Омана прибыл в Россию с официальным визитом
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Спорт
Гол Свечникова помог «Каролине Харрикейнз» начать с победы плей-офф НХЛ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Михайловский театр мечтает о соломе

В центре Петербурга появилась французская деревня в британском стиле
0
Михайловский театр мечтает о соломе
Фото предоставлено пресс-службой Михайловского театра/Михаил Логвинов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Новое приобретение Михайловского театра «Тщетная предосторожность» — самый взрослый из дошедших до нас старинных балетов. Впервые он был представлен публике 1 июля 1789 года, за две недели до падения Бастилии. Балетная Бастилия пала еще раньше.

Незыблемый пантеон богов и героев рухнул, когда автор новинки, хореограф Жан Доберваль, вывел на сцену простых людей и всерьез заговорил об их радостях и горестях. «Балет о соломе» (первое название «Тщетной») оказался на удивление жизнеспособным. Менялись музыка и хореография, но сценарная основа (влюбленные Лиза и Колен оставляют в дураках богатого жениха и корыстолюбивую мамашу) оставалась неизменной. 

Динамичное действие разворачивалось на фоне деревенского пейзажа, что особо привлекло мэтра британского танца и большого любителя природы сэра Фредерика Аштона (1904–1988). «Поскольку я сам происхожу из фермеров, моя свирельная мечта о сельской жизни должна была реализоваться», — объяснил он свое обращение к «Тщетной».

Михайловский театр мечтает о соломе

Музами хореографа стали две Лизы русской сцены — Анна Павлова и Тамара Карсавина. Увидев выступления «божественной Анны», 13-летний англичанин из Перу начал заниматься классическим танцем. 40 лет спустя Карсавина рассказала ему о постановке Мариинского театра и предложила вышить по этой канве собственные узоры. «Балет должен очаровывать невинностью. И никакое другое чувство не должно это нарушать», — напутствовала она собеседника. 

Балет действительно получился прелестным — легким, изящным, акварельно-прозрачным (в чем немалая заслуга художника Осберта Ланкастера, вдохновившегося старинными гравюрами), и Михайловский — надо отдать театру должное — все эти прелести сохранил.

Точно выстроенное действие лишено как длиннот, так и традиционных пауз для аплодисментов. Герои сбивают масло, разматывают пряжу, кормят птичек, вяжут снопы и танцуют, танцуют, танцуют. Всеобъемлющая танцевальность (уморительные па исполняют даже куры во главе с петухом) — одно из главных достоинств спектакля. Равно как и непринужденность, с которой Аштон вписывает свои пластические пассажи в старинную партитуру Луи Герольда.

Михайловский театр мечтает о соломе
Последняя — благодаря редакции Джона Ланчбери — неожиданно обнаруживает почти современную свежесть. Композитор насыщает наивный опус всевозможными соло духовых инструментов (респект — дирижеру Филипу Эллису, вдумчиво поработавшему с оркестром) и тем вносит свой вклад в создание сельской идиллии. 

Искусству естественного в ней пребывания петербургских танцовщиков обучал знаток аштоновского стиля Майкл О'Хэйр, которого главный балетмейстер Михайловского Михаил Мессерер пригласил для окончательной шлифовки балета. Майкл же в первый премьерный день исполнил роль мамаши Симон. Автор данных строк, к сожалению, не видел этого спектакля, зато в два последующих дня смог оценить педагогические труды гостя. 

Самой восприимчивой его ученицей оказалась, пожалуй, Анжелина Воронцова. Ее Лиза прочно вписалась в британскую конструкцию, явив умение ненавязчиво украшать танец пантомимой, а пантомиму — танцем. Эта предприимчивая героиня с личиком херувима не по-ангельски проказлива и при случае даст жару не только инфантильному Алену (Константин Килинчук) и вполне собой довольному Колену (Иван Зайцев), но и строгой родительнице (Роман Петухов).

Невинностью более чем земная девушка, правда, не очаровывает, но и балет того не требует. Вопреки наставлению Карсавиной фермерский сын Аштон поставил балет не о невинности, а о прелестях повседневной жизни. То есть о той же Добервалем завещанной соломе. 

Впрочем, в третий вечер, где в роли вдовы Симон вышел Николай Цискаридзе, концепция поменялась — Николай Максимович ожидаемо сыграл спектакль имени себя. Вместо истории про то, как находчивые влюбленные обвели вокруг пальца недалекую мамашу, вышел рассказ о том, как эта самая мамаша попыталась выгодно выдать дочку замуж, да перемудрила. 

Михайловский театр мечтает о соломе

Новые сюжетные акценты потребовали перезагрузки персонажа. Пожилая, нескладная фермерша уступила место даме чуть за сорок с пышными формами, тонкой талией и изящными щиколотками. Исчезла смешная семенящая походка — героиня Цискаридзе движется как флагманский крейсер, с четким осознанием собственной привлекательности и поставленных задач. Вернее, одной, магистральной задачи: все дочки, слава богу, пристроены, осталась последняя. «Сдать» ее — и вот она, долгожданная свобода. 

Насчет Лизиного жениха-дурачка вдова не обольщается, он ее даже слегка пугает (благодушная улыбка сменяется гримаской брезгливости), но лишь слегка: возможно, таким же дурачком был Лизин папа, чей портрет красуется на стене. Зато теперь, после его кончины, и дом полная чаша, и впереди еще много прекрасных лет. 

Михайловский театр мечтает о соломе

В том, что годы будут таковыми, сомневаться не приходится — у мадам масса нерастраченных чувств. Достаточно посмотреть, с каким задором она треплет по холке смирного пони; как аффектированно, накрывшись кружевными юбками, падает в обморок; как жадно пьет вино прямо из графина; как истово мечет в Колена горшки; и с какой страстью отбивает чечетку в знаменитом, но в общем-то далеко не страстном танце башмаков.

В такт незатейливой музыки вдова — очевидно, от избытка чувств — не попадает, но это мелочи. Главное сделано. Оригинальное название балета — La Fille mal gardée («Плохо сбереженная дочь») — уже можно корректировать. После появления в спектакле Николая Цискаридзе дочь без возражений отошла на второй план.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир