Повышая качество дорог


Уже в ближайшее время в России заработает Система взимания платы (СВП) с владельцев автотранспортных средств массой более 12 т в счет возмещения вреда, наносимого большегрузами федеральным автомобильным дорогам. Организация разработки и введения данной системы в прошлом году была поручена Федеральному дорожному агентству (Росавтодор).
Дело в том, что грузовые автомобили, которые весят более 12 т, наносят дорогам наибольший ущерб. Общее количество таких транспортных средств, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки на территории РФ или следующих через нашу территорию транзитом, составляет около 1,5 млн единиц. При этом интенсивность движения автомобильного транспорта постоянно растет, его осевые нагрузки усиливают воздействие на дорожные конструкции и ведут к их преждевременному разрушению.
Проект СВП предусматривает, что владельцы большегрузных автомобилей будут платить 3,5 рубля за каждый километр пути, таким образом компенсируя вред, причиняемый дорогам. Для сравнения: в Европе эта сумма составляет порядка 8 рублей. В Росавтодоре подчеркивают, что собираемые средства будут поступать в пополняемый федеральный дорожный фонд, деньги из которого в дальнейшем пойдут на развитие дорожной инфраструктуры. В итоге пользователи дорог от введения СВП только выигрывают. «Реализация проекта 12-тонников позволит существенно улучшить качество российских дорог и комфорт граждан при передвижении по территории страны»,— поясняет руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт.
Принципы работы СВП просты: до начала движения владелец автомобиля вносит плату исходя из предполагаемого пробега. Бортовое устройство с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС отслеживает время движения и участки автомобильных дорог, по которым машина движется. Деньги списываются автоматически и поступают на специальный счет, с которого далее зачисляются в федеральный бюджет. За первый год реализации системы планируется пополнить федеральный дорожный фонд не менее чем на 40 млрд рублей. А всего, по предварительным расчетам, введение системы позволит за весь период реализации проекта (13 лет) привлечь дополнительные средства в размере около 1 трлн рублей. «Эти средства будут расходоваться исключительно на развитие дорожной инфраструктуры: поддержание существующих дорог в нормативном состоянии и строительство новых дорог европейского уровня, что в конечном счете скажется на увеличении пропускной способности автодорожной сети», — отмечает начальник Управления правового обеспечения и проектов государственно-частного партнерства Росавтодора Елена Семенова.