Опрос «Известий»


Убеждая в необходимости создания высокоскоростных железнодорожных магистралей, эксперты настаивают, что появление транспорта нового типа неизбежно станет стимулом для развития экономики в России. А на ваш взгляд, актуальна ли сегодня в нашей стране проблема внедрения высокоскоростного железнодорожного движения?
Алексей Кичатов, генеральный директор City Eхpress
Внедрение высокоскоростного движения в России, безусловно, актуально. Но данный вопрос требует тщательной проработки и анализа. Бездумно застраивать скоростными магистралями всю территорию страны в погоне за достижением экономического эффекта, разумеется, не нужно. Аргумент, что в России огромная территория, скорее, говорит против строительства большого количества высокоскоростных железных дорог, чем в пользу этого. Мировой опыт показывает, что скоростное и высокоскоростное железнодорожное сообщение развито как раз в странах с относительно компактной территорией. На таких расстояниях, как от Москвы до Владивостока, развивать авиасообщение в любом случае целесообразнее. Но на отдельных направлениях, в том числе на участке Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург, строительство высокоскоростной магистрали вполне оправданно. Именно строительство, а не запуск скоростных поездов по уже имеющимся железным дорогам, что, напротив, может только ухудшить ситуацию, поскольку приведет к путанице и вынужденным задержкам уже существующих рейсов, которые должны будут пропускать высокоскоростные поезда.
Сергей Омельянюк, директор оперативного управления морских и железнодорожных перевозок компании AsstrA Forwarding
Это совсем не то, что в первую очередь нужно делать при реформировании железных дорог. Возможно, в пригородном сообщении ВСМ позволят разгрузить мегаполисы (по примеру швейцарских железных дорог), где выгоднее и быстрее добраться на электричках, которые и ходят, кстати, как швейцарские часы. Но для начала реформировать нужно саму транспортную инфраструктуру железной дороги: информационное обеспечение и обмен, многочисленные сортировочные, перегрузочные центры, качество дорожного полотна — все то, что на сегодняшний день технологически не способствует, а скорее, наоборот, удлиняет во времени транспортный процесс.
Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров России
Сомневаюсь, что внедрять скоростной транспорт необходимо на всех направлениях. ВСМ со спальными вагонами — это какое-то извращение. Например, железнодорожный маршрут Москва — Екатеринбург вряд ли сможет конкурировать с авиарейсами. Это слишком далеко. А вот если мы говорим о расстояниях от 300 до 800 км, то здесь скоростной поезд однозначно будет предпочтительнее самолета. Все хорошо в своей нише.
А если говорить в целом, безусловно, мы давно нуждаемся в ВСМ. Такие магистрали уже строят в Марокко! Так что я не говорю о Франции и Германии, которые нам надо догонять. России бы теперь Марокко догнать. У подобного транспорта есть целый ряд преимуществ по сравнению с самолетами. Прежде всего он более удобный — не надо пристегиваться, можно ходить по салону, кроме того, не зависит от погоды. Но самое главное — это безопасность.
Я уверен, что скоростные поезда в России будут востребованы и смогут успешно конкурировать с самолетами. Яркий тому пример — «Сапсан». Причем эта же самая конкуренция не позволит ценам на билеты подняться до небес. Конечно, это будет несколько дороже, чем обычный поезд. Но так или иначе останутся те, кто готов трястись 12 часов за меньшие деньги, в то время как представители среднего класса, число которых растет, лучше заплатят 5 тысяч рублей, чтобы доехать всего за полтора часа. Более того, если мы начнем создавать пересадочные узлы в аэропортах, спрос на ВСМ еще больше вырастет. Допустим, человек сел в поезд в Казани, через 1,5 часа прибыл в Нижний Новгород, откуда у него рейс, сел в самолет и улетел.
Леонид Шляпников, генеральный директор «Совтрансавтоэкспедиции»
Система скоростных железных дорог может действительно стать дополнительным драйвером для развития бизнеса и экономики. Однако главным вопросом для страны остается развитие железнодорожной и другой транспортно-логистической инфраструктуры. Важно развивать основные пассажирские и грузовые мощности, перегрузочные узлы, интермодальные и мультимодальные технологии, где мы сейчас существенно отстаем от развитых стран и уже от стран «второго эшелона».
В скоростное сообщение целесообразно инвестировать на проектной основе на наиболее перспективных участках для роста населения и поддержания экономического роста. Главная задача, которую призваны решить ВСМ, — проблема массовой транспортировки пассажиров в густонаселенных районах по ограниченным пропускным путям. Для центральной части России — между крупными городами, с учетом интенсивного грузового трафика по железнодорожным путям — эта проблема стоит так же остро, как и в других странах.
В развитии железных дорог необходима сбалансированная стратегия, которая будет учитывать особенности и перспективы географического, экономического и геополитического места отдельных регионов страны и России в целом. Одним из эффективных путей развития отрасли является ее дальнейшая демонополизация, максимальное вовлечение бизнеса в реализацию стратегических проектов, в том числе на международном уровне, для того чтобы сделать их коммерчески эффективными. Это действительно создаст дополнительные рабочие места и может послужить серьезным драйвером для развития экономики России.
Александр Ковтунец, президент общенациональной программы «В кругу семьи»
Более чем актуальна. Я считаю, что внедрение высокоскоростного транспорта в России жизненно необходимо! Я очень много езжу по стране в командировки. И довольно часто время в пути занимает больше времени, чем сами рабочие встречи. Во многих странах мира очень развита сеть скоростных поездов. Это очень удобно и эффективно. Безусловно, развитие таких маршрутов в нашей стране сделает многие регионы экономически более привлекательными, ведь добраться до них будет легко. К сожалению, пока наши железные дороги ассоциируются с «зелеными» электричками. Надеюсь, что в ближайшие годы ситуация кардинально изменится.