Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предостерег Европу от разговора с Россией на языке превосходства
Мир
СМИ узнали о попытках компаний из США добиться исключений в пошлинах Трампа
Мир
Трамп пообещал сделать США сильнее и богаче
Мир
СМИ узнали о готовящемся визите Макрона в Великобританию
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Общество
Многодетные мамы доставили Благодатный огонь из Москвы в Белгородскую область
Мир
В Италии и Греции прошли утренние пасхальные службы
Мир
Трамп в пасхальном поздравлении раскритиковал Байдена за миграционную политику
Мир
СМИ сообщили о начале работы DOGE по сокращению госрасходов в сфере искусства США
Мир
Глава Южной Кореи отказался сопротивляться пошлинам Трампа
Мир
Папа римский появился на публике на праздновании Пасхи в Ватикане
Происшествия
Два ребенка и женщина пострадали при атаке дрона ВСУ в Белгородской области
Мир
Экс-депутат АдГ выразила обеспокоенность возможной поставкой ракет Украине
Мир
В Нижегородской области из-за пала сухостоя сгорели шесть зданий
Общество
Благодатный огонь доставили в Курск
Общество
Исследование выявило самые популярные пасхальные рецепты у россиян
Общество
Заслуженная артистка РФ Елизавета Зима скончалась в возрасте 79 лет

Трофеи победителей

Писатель Игорь Мальцев – о пересмотре итогов великой войны в области художественного искусства
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Что-то затихли по поводу так называемой коллекции Гурлитта — а как возмущались, как кричали. 

И про нациста старого, и про грабеж средь бела дня. Речь идет о том, что 22 февраля 201 налоговики вскрыли мюнхенскую квартиру Корнелиуса Гурлитта и обнаружили среди объедков и прочих признаков серьезной нищеты и упадка 1258 необрамленных и 121 обрамленную картину — все они были либо неизвестными работами известных ныне авторов, либо считались пропавшими навсегда. 

Там было много чего: ранее неизвестный Шагал — «Аллегорический сюжет», «Сидящая женщина» Матисса, а также ранее не известные Отто Дикс, Эжен Делакруа, Карл Шпицвег. И у многих тут же зачесались ручки при виде такого богатства.

Дело в том, что Хильдебрандт Корнелиус был одним из тех, кто отвечал за продажу за границу и уничтожение предметов «дегенеративного искусства», которые нацисты, придя к власти, изъяли из государственных музеев по всей Германии. Он же отвечал за покупку классического искусства для грядущего музея искусств в родном городе Гитлера Линце. 

В конце войны его поймали со 140 работами. Их у него изъяли работники подразделения Monuments, Fine Arts and Archives — оно было создано по приказу Рузвельта с подачи искусствоведов и музейщиков США еще в 1943 году, чтобы предотвратить утерю и разрушение памятников культуры и искусства во время войны. В группу вошли 345 человек из 13 стран. 

После победы в 1945 году группа в полном составе работала в течение года, разыскивая награбленное. Но и после этого еще 5 лет ограниченная группа из 60 человек работала по всей Европе уже в качестве «арт-детективов». Кстати, Грулитт доказал, что арестовывать его не за что, а в течение последующих пяти лет добился возвращения из запасников Monument Men всех своих полотен. 

Пресс-скандал с квартирой его сына разразился как раз перед выходом на экраны фильма Клуни Monumet Men, хотя само событие произошло еще в 2012 и власти Баварии просто не знали что со всем этим делать. Было всё это сильно похоже на промокампанию кинофильма. И самое смешное, что после причитаний и домыслов полотна начали Гурлитту-младшему отдавать, так как папа был не дурак и ничего не крал, а только покупал. 

А то, что он не сжег полотна, которые приказали ему уничтожить нацисты, то это значит, что он скорей «спас», нежели «украл». И никакие Monument Men и их реинкарнациии не смогли ни тогда ничего доказать, ни сейчас. Но они сами много чего сделали — нашли в Берхтесгадене тысячу полотен и скульптур Гепринга, в Бернтероде — четыре гроба с останками великих немцев, от Фридриха Великого до Гиндендурга, и 251 одно полотно из Сан-Суси, в Меркерсе нашли золото рейхсбанка и 400 работ из берлинских музеев, в Нойшванштане — 6 тыс. работ, которые Айнзатцштаб Розенберга отнял у богатых евреев Франции, в австрийском Альтаусзее — 6,5 тыс. работ, начиная с «Мадонны Брюгге» Микеланджело, в Сан Леонардо — картины, украденные из «Уфицци». 

В Германии они оборудовали два сборных пункта, куда стекались вещи, отобранные нацистами: свитки Торы, книги, манускрипты — миллионы штук. Руководитель первого пункта сбора Фармер и 35 других специалистов выпустили «Висбаденский манифест», который гласил, что «никакое историческое горе не может послужить основанием для изъятия культурных ценностей из наследия ни одной нации, даже если они могут рассматриваться как заслуженный трофей победителей». 

Так была поставлена точка на разговорах о том, что пора бы всё отобрать к чертям у немцев. 

Предлагаю предыдущую часть взять за основу «лекции», которую следует читать перед российскими показами фильма Monument Men в России, как предложил тут давеча бывший министр культуры РФ Швыдкой, чтобы никто не решил, что американцы выиграли войну. Правда, с министрами культуры нам стабильно везет — этот бывший, например, не заметил, что вообще-то фильм идет по жанру «драма-комедия». И обижаться на то, что в нем советские искусствоведы в погонах показаны не слишком веселыми людьми, — всё равно что обижаться на Савелия Крамарова в фильме «Москва над Гудзоном». 

Но я теперь хочу знать — была ли некая комиссия, аналогичная Monument Men, в советских оккупационных войсках? Может ли мне дать ответ бывший министр культуры? Вряд ли. Вполне возможно, что он знает нечто такое, чего не знаем мы. 

Например, то, что клевещет тут один американец. Джонатан Петропулос, профессор истории из Claremont McKenna College, Калифорния, пишет в New York Times: «Обнаружение коллекции Гурлитта, работ, награбленных нацистами, по своему значению может сравниться с публичной экспозицией в «Эрмитаже» в 1995 году работ импрессионистов и постимпрессионистов, которые Советская армия награбила в частных коллекциях в Европе во время войны». 

Фу, как грубо. Но нам, например, было бы очень интересно узнать некоторые детали формирования арт-рынка после Ленинградской блокады. Нам интересно узнать, что висит на дачах генералов и что из того, что было привезено из Германии, теперь продано обратно в Европу внучками генералов? Ну мы просто спрашиваем. 

Какие вопросы? Мы даже не просим включить эту часть в лекцию перед американской комедией Monument Men. Кто мы такие перед лицом бывшего министра? 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир