Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Локомотив экономики на запасном пути

Журналист Леонид Злотин — о том, кто извлечет пользу из снижения курса рубля
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Побег рубля за границы валютного коридора сложно назвать совсем уж неожиданным, другое дело — его заданные темпы. Но для экономики тут ситуация ровно та же, что и с многолетней историей со вступлением России в ВТО — кому праздник, а кому-то печаль.

Дешевый рубль приятен экспортерам, которые платят налоги и сборы в рублях. И вообще-то он мог быть полезен для наших промышленных предприятий, которые получают преимущество за счет повышения ценовой конкурентоспособности своей продукции. Но проблема в том, что помимо цены есть еще и показатель качества, а точнее, современный прогрессивный критерий — соотношение цена-качество, а также ассортимент и технические характеристики предлагаемой продукции.

В прежние времена был организован специальный правительственный присмотр за отраслями и предприятиями, производящими импортозамещающую продукцию. С выделением так называемого критического импорта, то есть продукции, для производства которой в нашей стране не было соответствующих технологий, в частности, закрытых  иностранными производителями ноу-хау в области электроники, фармакологии и др. Всё остальное могло быть произведено, и замещение постепенно производилось.

Понятно, что магнитофон «Весна» несколько уступал «Грюндику», но послушать The Beatles все равно уже было можно, не прибегая к услугам забитого помехами радиоприемника. А главное — это было доступно для внутреннего потребителя в том числе и по цене, поскольку западная техника стоила сильно дороже. Пример этот совсем давний, но принцип остается всё тот же: доступность товара включает конкуренцию по соотношению цена-качество. Это относится и к станкам, и к электронике, и к автомобилям, и к лекарствам.

Отдельная здесь тема — автомобили. По соотношению цена-качество отечественный автопром долгое время конкурировал только внутри самого себя, сравнивая разные модели между собой. Всё решала огромная пошлина на импортные автомобили, поэтому эти удивительные российские изделия находили спрос в доступном ценовом секторе. Но тем не менее это была и остается важная импортозамещающая продукция. Качество автомобилей последних лет похоже несколько улучшилось, особенно после прихода на «АвтоВАЗ» альянса Renault-Nissan.

Понятно, что всё больше основных агрегатов в машинах импортные, но в любом случае это конкурентный в определенном секторе товар, а если учесть еще и несколько больших площадок, на которых производится российская сборка иномарок, то можно говорить о том, что здесь есть некоторый прогресс в смысле внутреннего производства конкурентной продукции. Проблема только в том, что все комплектующие импортные, а потому при уверенно дешевеющем рубле себестоимость, а значит, и цена изделия будут расти, и потому никаких конкурентных преимуществ не получится.

Тем не менее этот сектор важен, поскольку во внешнеторговом балансе именно закупка автомобилей — один из самых существенных элементов импорта, и его объемы влияют на ухудшение баланса. Но это — другая история, с конкурентными преимуществами дешевого рубля напрямую не связанная.

Мы до сих пор закупаем, например, картриджи для заправки принтеров. Какое уникальное сырье или тончайшая технология производства делает это — как, впрочем, и многие-многие другие изделия — чем-то вроде псевдокритического импорта, понять сложно.

Каждый желающий, кстати, может оглядеться вокруг себя дома, в офисе. Или на механизированном складе и в торговом зале (не считая продовольственных площадок) и примерно оценить соотношение между продукцией импортного и отечественного производства. Результат вас, увы, не удивит. А интересующихся состоянием структуры российской экономики весьма опечалит.

Нет у нас достаточной массы производимой продукции, которая при дешевом рубле могла бы стать столь желаемым руководством изделием под названием «локомотив экономического роста». Радоваться тут совершенно нечему.

Альтернатива структурной (многопрофильной) экономики — мегапроекты вроде железнодорожных или курортно-спортивных — пока локомотив предполагаемый, можно сказать, назначенный сверху. Даже если не спорить о целесообразности, в любом случае эти проекты не ориентированы на сформированный рынком потребительских спрос.

И потому конкурентного товарного предложения они не увеличат. Это не значит, что большие проекты не нужны. Просто их экономическая эффективность в существующей реальности будет постоянно сводиться на нет богатством фантазии в освоении выделенных бюджетов уполномоченными организациями. А в реализации и окупаемости затрат фантазия постоянно оказывается сильно скромнее.

Так что локомотив то и дело оказывается без топлива. Поэтому стоило бы все же еще раз посмотреть на конкурентную номенклатуру российских товаров и услуг, которую можно предложить потребителю, и не только внутреннему. Рубль может подорожать, может опять подешеветь — не только выигрыш по конкурентным ценам здесь важен. Баррель, конечно, пока не подводит. Но ничто не вечно в подлунном мире, даже он.  

И ситуация, когда можно получить выгоду от дешевого рубля, а предложить здесь почти нечего, — одно из серьезных напоминаний на этот счет. Не стоит ждать милостей только от природы.


Читайте также
Комментарии
Прямой эфир