Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Санация путем ликвидации

Журналист Леонид Злотин — о том, как защитить средний и малый бизнес от проблем, связанных с отзывом банковских лицензий
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Продолжающуюся и в наступившем году работу по санации и отзыву лицензий у нехороших банков в некотором смысле можно сравнить с начальной приватизацией давних теперь уже 1990-х. По очевидной необходимости самого процесса, его стратегической целесообразности, позитивных намерениях инициаторов и — одновременно — тактической непродуманности самого процесса и его неизбежных негативных последствий.

Понятно, что многие банки нарушали нормативы, установленные ЦБ, проводили не совсем красивые операции по так называемой обналичке (понятно, что речь идет не только о собственно черном нале, но и о выводе средств в офшоры, возврате НДС и других интересных операциях, требующих банковских проводок) и тому подобное.

Всё это, несомненно, требовало постоянного контроля со стороны Центробанка. И принятия соответствующих оперативных мер с его стороны. Но, как многое другое в сложившейся системе экономических взаимоотношений, помимо прописанных в законе возможностей, требовалась еще — к позиции нового главы ЦБ — и политическая воля руководства. Тем более что некоторые банки имели достаточно высокопоставленное «опекунство». Позиция, желание и воля теперь удачно совпали, тем не менее на разработку механизмов и способов амортизации последствий, похоже, времени не хватило.

Видимо, требовалось более детально продумать и зафиксировать процедуру санации банков и отзыва лицензий, учитывающую последствия не только для самих банков, но и для их добросовестных клиентов. Особую осторожность следовало проявить еще и потому, что в отличие от физических лиц, чьи интересы в определенной мере защищает закон и Агентство по страхованию вкладов, у банков есть еще и клиенты — юридические лица, что требует, очевидно, иных механизмов защиты и страхования их деятельности.

Проще говоря, сейчас мы имеем дело с очередным примером классической методики — лучше поздно, чем никогда. То есть долгий период недостаточного контроля и непринятие своевременных мер (не углубляясь в объективные и субъективные причины такого положения) сейчас приходится заменять санацией или отзывом лицензий. Опять же хотелось бы точнее понять критерии, по которым принимается решение: в каких случаях можно обойтись без отзыва лицензии, а в каких эта процедура неизбежна. А то ведь когда процесс войдет в рабочее русло, то в отсутствие жесткого регламента начнут возникать привычные соблазны предложить «порешать вопрос», ну и далее как обычно.

Но это то, что, возможно, произойдет.

А вот что уже происходит.

Прежде всего — ощутимый отток средств из финансовых учреждений, не входящих в круг «особо надежных» банков с государственным участием и контролем. Причем вполне работающих, не нарушающих нормативы и не занимающихся рисковой деятельностью. Это уже данность. Часть этих средств временно будет перемещена «под подушку», то есть окажется изъятой из экономического оборота.

Учитывая, как быстро начинает падать доверие к банковской системе в подобных ситуациях, эта часть может значительно увеличиться. Это плохо для экономики, не лучше для нее уже упоминавшееся падение доверия к банковской системе. Всё это нездорово и в ситуации стабильности или экономического роста. В ситуации стагнации экономики это нездорово вдвойне.

Значительная часть средств, изъятых из банков, как санированных, так и просто  попавших под ситуацию, будет переведена в несколько крупнейших государственных. Излишняя централизация депозитной массы, возможно, и порадует руководство данных банков, но в этом случае возникнут проблемы с избыточной ликвидностью.

Число надежных заемщиков не увеличивается, а с нарастанием экономических проблем скорее снижается, рентабельных проектов совсем немного, а поддержка госпрограмм и участие в решении социальных задач со словом «прибыль» исходно не сочетается. Наращивать объем кредитов населению, учитывая чудесную динамику роста «плохих» кредитов, хочется надеяться, тоже не придет в голову руководителям. Разумеется, сладкая маржа между стоимостью кредитов и депозитов при увеличении операционных объемов также увеличится, что, конечно же, порадует топ-менеджеров. Но хотелось бы, чтобы и экономике было чему порадоваться.

Еще одна проблема — большинство проблемных банков находится в регионах. Там, где и без того очень сложная ситуация с поддержкой частного бизнеса (речь не о корпорациях и не о системообразующем «крупняке», разумеется), в том числе и с его кредитованием. Закрытые при отзыве лицензий счета юридических лиц никак не сделают ситуацию более комфортной, если вообще этот термин сегодня применим.

И что делать ничего не нарушившему предприятию или фирме, как продолжать деятельность и выполнять контрактные обязательства — про то пока неведомо. Этот риск для них форс-мажорный, но ведь возможно было продумать и предложить какой-то механизм, решающий эту задачу и переводящий ситуацию из форс-мажорной в техническую, предусмотренную оговоренной юридически процедурой.

Да и сейчас это точно не помешало бы.

Пожалуй, стоит нашим неутомимым законодателям  на время отвлечься от очередных запретительно-ограничительных инициатив и подумать о том, как сделать ситуацию более управляемой и менее разрушительной по последствиям. Банковская система — это вам не лобио кушать, как говаривал один эффективный менеджер.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир