Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

«Мадам Бовари» стала черной мистерией

В спектакле Андрия Жолдака героиня мелодрамы обнаруживает ведьминскую сущность
0
 «Мадам Бовари» стала черной мистерией
Фото: Катя Жолдак
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В новом спектакле Андрия Жолдака «Мадам Бовари», поставленном в театре «Русская антреприза» им. А. Миронова, героиня с дьявольской хитрецой обращается к залу: «Знаю, для вас я — прочитанная книга. Вы думаете, что во мне 300–400 страниц и меня можно положить на полку. Но я не такая. Я вообще... не героиня вашего романа».

На актрисе Елене Калининой черное платье, вызывающее в памяти «классический» облик Эммы Бовари (художники по костюмам — Тита Димова и Татьяна Парфенова). Но всякий, знакомый с творчеством Жолдака — авангардиста, экстремиста и ученика Анатолия Васильева, — знает, что режиссер сломает привычное восприятие классики.

Жолдак повсюду возит с собой сценический космос, сотворенный из противоположностей: шокирующе достоверная физическая и физиологическая жизнь —  и в то же время «вертикаль», проблески ирреальности. Главный герой Жолдака — создание, как правило, инстинктивное, стихийно-языческое — существует на пересечении этих миров.

 «Мадам Бовари» стала черной мистериейНа этот раз «космос» втиснулся в очень маленький зал театра Рудольфа Фурманова. Жолдак сделал сцену еще более тесной, ограничив ее павильоном-комнатой. Но большое окно и двери становятся выходом в пространства, скрытые от зрительских глаз, а потому комнатка кажется подмостками огромного мира.

Спектакль начинается с «пролога на небесах». Веселящиеся боги решают провести эксперимент, заразив человека бациллой любви. Жертвами оказываются современная петербургская девчонка Эмма (Полина Толстун) и ее тезка из французской провинции XIX века, мадам Бовари (Елена Калинина). Стержнем сюжета становится история мадам; Эмма, питерская жизнь которой остается за кадром, появляется в качестве наперсницы, побуждая свое alter ego к диалогу. 

 «Мадам Бовари» стала черной мистериейАктеры Валерий Дегтярь, Алексей Морозов и Степан Пивкин, играющие богов, также исполняют роли мужа и любовников мадам — Шарля, Родольфа и Леона соответственно. Мысль о том, что человек — игрушка высших сил, передана наглядно. Хотя сценки на небесах комичны и непритязательны, они на удивление перекликаются с античной трагедией и ее темой возмездия богов посредством «яда любви».

Когда действие переносится на землю, меняется точка зрения: после насмешливого взгляда с вершин зритель должен ощутить всю тяжесть бремени страсти. По сути, весь спектакль — процесс развития «бациллы», буйство зараженного естества.

В мадам Бовари просыпается первозданное чувство, заставляющее ее вслушаться в природу (на сцене появляются сухие ветки и чучела животных) и вступить в явно сексуальный контакт с лисицей. Да и вся ее гибкая, хищная пластика говорит, что мадам живет, «чуя».

 «Мадам Бовари» стала черной мистериейРежиссер делает акцент на оборотнической и ведьминской природе героини. Она совершает магические действа: венчается с Шарлем, «пришивая» его к себе с помощью невидимой иголки; превращает окно в портал между мирами, через который к ней является петербургская Эмма; под возмущенные возгласы мужа крошит и разбрасывает хлеб, и если учесть, что минутой раньше она стояла перед распятием, кощунственный посыл акции очевиден. 

Ритуалы с использованием зажженных свечей и зеркал придают действию характер страшной мистерии. Сбросить напряжение должны «шутки от театра». Нервно споря с мужем о будущем ребенке, героиня вдруг отчеканивает: «Я хочу сына!.. Я назову его Андрием!»

Музыкальный ряд, где жесткий рок соседствует с божественными ариями барочной оперы и звучанием органа, соответствует разным ликам мадам Бовари. Не один раз она становится на колени перед распятием, и это по-настоящему проникновенные моменты. Но религиозные устремления души доходят до богохульства: мадам Бовари распинает Эмму с помощью черного скотча.

 «Мадам Бовари» стала черной мистериейЖолдак умеет раскрыть актера, каким-то колдовским образом проникнув в его нутро. Это поистине «театр жестокости» — в плане бескомпромиссного отношения актеров к себе. Пожалуй, для каждого артиста участие в «Мадам Бовари» стало прорывом — по крайней мере, в контексте своей биографии. И уж точно в Петербурге есть трагическая актриса.

Елена Калинина в роли мадам Бовари — пожалуй, главное открытие спектакля. Актриса додинского МДТ, в последние годы ставшего тотально литературным театром, здесь общается с залом на энергетическом уровне, транслируя информацию через движение, жест и взгляд. Мрачная энергетическая сила, которую источает Калинина на протяжении четырех часов, ставит ее героиню в один ряд с Медеей и леди Макбет.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир