Ну вот, дошло наконец не только до воспитанных глянцем, но и до всех остальных: уже есть не только электрокары (страшные мелкие уродцы, которые ползут 50 км в час от розетки до розетки). Теперь — какая новость — уже есть вполне быстрая Tesla, на вид почти как Maserati. Точнее, как Maserati для бедных. Ну что поделаешь — у инвесторов типа Брина с Пейджем со вкусом всегда было туговато. Правда, мы уже всё это видели в 2009 году, ну до хипстеров долго доходит. Революционной когда-то была новость о том, что Леонардо Ди Каприо ездит не на Ferrari, как ему бы полагалось, будь он великим калийный олигархом, а не занюханной голливудской звездой, на гибридной Toyota Prius. Более того, кайфы электрической машинки дошли даже до наших капитанов экономики, и они только что, с пылу и электрического жару, решили, что «совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в понедельник одобрил временное обнуление ввозной пошлины в 19% на легковые электромобили в страны Таможенного союза (Россия, Казахстан и Белоруссия). Нулевая пошлина вводится с 1 февраля следующего года до 31 декабря 2015 года». При этом — внимание — гибридные автомобили не попадают в этот налоговый рай.
А теперь давайте посмотрим. Почитаем мифы и легенды Древней Греции. Электромобиль, конечно, считается самым чистым и самым экологичным из всякого индивидуального автотранспорта. У нас перед глазами уже давно нарисованная картинка: над городом синее-синее небо, веет океанский бриз, мама-блондинка открывает гараж, отключает прелестную электромашинку от розетки, сажает милых детишек и отъезжает — сначала в школу, потом на работу в центр города в офис какой-нибудь прекрасной транснациональной компании «Саксман и Голд». Дети бессмысленно и громко смеются, ощущая волны теплого ветерка и дыхания некурящей мамочки. Это такая универсальная картинка по поводу электромобилей. Более того, эта идиллия, она, конечно, вполне реальна. Особенно если имеет географические границы.
Адепты электромобильного рая — они что-то вроде проповедников глобального потепления: показывают нам только ту часть картинки, которая им на данный момент выгодна. А картинка выглядит прилично только до розетки. Потому что даже школьнику понятно, что электроэнергия не берется ниоткуда. Остальные знают, что производство электроэнергии — это довольно грязное дело и экологически может быть от (кошмар-кошмар) атомной электростанции до заливающей огромные территории водой ГЭС или до гигантских вентиляторов, экологический вред от которых в принципе старательно скрывается, потому что это горячая штучка на сегодня. То есть ущерб и загрязнение просто делегируются другим территориям, на которых и происходит выработка электроэнергии. То есть вот тут у нас вдоль Санта-Моники всё чисто и круто, а что там творится на соседней территории, где стоит электростанция, нас не волнует. Это, кстати, тут же входит в поразительное внутреннее противоречие — даже шизофрению — борцов за экологию. Потому что чем больше чистых автомобилей будет рассекать вдоль по вашим авеню, тем больше потребление электроэнергии. Тем больше ее выработка. Тем мощнее производственные комплексы. Например, атомные ЭС, против которых так отчаянно борются защитники экологии. И никто им не скажет — вы или графитовый стержень спрячьте, или ампер наденьте. Потому что всем уже давно заткнули рты. Ну, если солнечная Калифорния вынесет грязное производство чистой электроэнергии куда-нибудь поближе к Мексике, это будет уверенная победа экологического электрокара во славу прекрасной картинки — с белокурыми детишками и свежим бризом. В случае с Россией — это будет одна и та же территория, собственно. И тут облака с градирен будут висеть над прекрасными чистыми электромобильчиками на одной и той же площади.
В отношении экологии гибридный автомобиль гораздо честней. Он сам себе заряжает аккумулятор во время движения на двигателе внутреннего сгорания. То есть что потопал, то полопал. Закон сохранения энергии. Как минимум вполовину выброс отработанного газа уменьшается, но не за счет переноса грязного производства на территорию, заселенную унтерменшами, а за счет закольцованного цикла.
И вот теперь я сижу и думаю: а почему именно гибридные автомобили не вошли в списочек совета Евразийской экономической комиссии (кстати, а кто вообще эти люди)?