В те дни, когда один мир еще оплакивал уход из жизни выдающегося человека, о нем не было смысла писать авторам, которые его не знали лично. Ну, можно было бы, конечно, оценить то, что происходит в ЮАР, хотя бы потому, что в отличие от многих комментаторов я провел там несколько месяцев своей жизни, но лучше было бы это оставить выпускникам института Африки и Азии или как он там называется. В общем, всё можно было бы пережить молча. Но тут на одной шестой части суши стали набирать статистическую силу какие-то совершенно удивительные оценки личности самого Манделы, истории ЮАР, ее настоящего и будущего, и вот об этом как раз совершенно невозможно умолчать.
Русский образованный и полуобразованный класс (тот, который научился нажимать кнопочки на американском компьютере) встретил новость о кончине духовного лидера Южной Африки с нескрываемой яростью и ненавистью. Самое легкие выражения о почившем в Бозе — «мразь», «убийца», «террорист», «людоед» (буквально: «Он и его жена ели людей»). Местная блогосфера практически мочилась на свежий труп политического лидера, который как бы ни ухом ни рылом к русской жизни — никакого отношения. Всё взаимодействие России с ЮАР — это война между ними в Анголе с одним-единственным советским военнопленным, которому потом ЮАР платила военную пенсию, которую, впрочем, советское Министерство обороны так ему и не отдавало. Всё. В остальном — где мы и где ЮАР: 11 часов лету на юг из Франкфурта «Люфтганзой».
Тем не менее сразу после смерти Манделы российские авторы оказались весьма специфически подкованы в тонкостях юаровской жизни: «тут убивают белых», «Мандела привел к власти варваров, которые развязали террор против белого населения», «4 млн белых покинули страну», «самая высокая преступность в мире», «страна превратилась в помойку», «из разряда ведущих стран в мире ЮАР стала нищей страной даже не третьего мира, а четвертого» и так далее — эрудиция и фантазия местных авторов не знают границ и пределов.
Но бог с ним, с фантазмом, в котором живут местные интеллектуалы из закрытого за ненадобностью в третьем мире НИИ пошива обуви. Тут есть поэкзотичней авторы. И они выступают в популярном радиоэфире.
Вот давеча я, раскрыв рот, слушал такую сентенцию: «То есть, простите, если не выбирать выражений, можно сказать, что ЮАР правит черная обезьяна, и я имею полное право это сказать, потому что моей страной правят белые обезьяны». Это, если что, — распечатка эфира, советую сделать принтскрин, пока не убрали с сайта. Это так называемое свободное мнение свободного журналиста и типа свобода слова, за которую хотел умереть Вольтер. Зря, Вольтер. Это как раз то самое ненавистно мнение, которое можно только ненавидеть, и отдавать за право транслировать самый животный расизм в эфире жизнь не то что нелепо, но и преступно.
Можно, конечно, зарубиться и долго рассказывать местным про то, что ЮАР при Манделе сделала совершенно фантастический переход из расистского общества в цивилизованное бескровно. Я понимаю, что тут никогда не слышали про Комиссию по установлению истины и примирению 1995 года, которая расследовала преступления против человечности на расовой почве. (Руководил ею, кстати, черный епископ.) И во время работы которой каждый, кто признавался в своих преступлениях, НЕ подвергался уголовному преследованию и мести. Но признание не оказалось ни для кого легким способом избежать наказания, кстати. Первыми начали «сдаваться», кстати, белые журналисты.
То есть обновленная ЮАР, которая с прежней не имеет ничего общего, кроме территории, сумела бескровно отречься от прошлого, не предаваться мести, выстроить гражданское общество и пойти дальше уже на новой основе. Кстати, именно во время работы этой комиссии было сформулировано важное понимание того, что в гражданском конфликте не бывает абсолютно правых и целиком виноватых. И для расколотого общества, которое остается таковым, важно было понять глубину раскола. И если на улице Кейптауна вы видите перетяжку «АНК — террористическая организация» — это тоже осознание этого раскола.
ЮАР — самая богатая страна континента (имевшая свою атомную бомбу и добровольно демонтировавшая свою ядерную программу — единственная страна в мире), с потрясающим виноделием, с запасами. Она привлекает огромное количество нелегальных иммигрантов из сопредельных нищих стран, по которым плакальщики из России не спешат рыдать так горько, как по ЮАР. Именно нелегалы тащат оружие и бандитские привычки, и их очень трудно выявить в таких безбрежных поселках, как Nelson Mandela Camp, которые производят неизгладимое впечатление на русских туристов своей нищетой и размерами.
Рассказывая сказки про притеснение белых (самая популярная тема московских комментаторов — «геноцид белого населения») и про убиенных фермеров, кто-то всё время путает ЮАР с Зимбабве. Здесь случается всё: и грабежи, и убийства. И в некоторые районы Йоханнесбурга лучше не ходить. Как не во все районы Нью-Йорка следует ходить вечером, размахивая золотой кредиткой. Но. Отчего такая волна ненависти и явной апелляции к «золотому веку» апартеида?
Кроме совершенно безбрежного расизма, которым оказался заражен класс российской образованщины, тут есть внутренняя разборка. Все комплексы гражданских импотентов лезут из всех щелей. Россия не смогла отрешиться от прошлого — просто нет пограничной линии. Прошлое всё время с нами и активно промотируется. Не было расследования преступлений. Нет четкого понимания глубины раскола и что с этим делать ненасильственным путем — то, что сделал Мандела и попытался сделать Горби с Ельциным. На самом деле ненависть к Манделе — это еще одна грань ненависти к тому же Ельцину.
Не случайно в 1990-е в ходу был такой значок, казавшийся смешным: на нем были негатив-фотопортрет ЕБН и надпись «Ельцин Мандела». Анонимный автор оказался больше прав, чем он сам думал.