Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Кто красит стены древнего Кремля

Журналист Леонид Злотин — о том, почему рекламная кампания одного дома моды переросла в масштабный скандал
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сюжет с рекламным чемоданом, вызвавший весьма живое обсуждение в Сети и за ее пределами, может оцениваться как с этической и эстетической, так и с практической точки зрения. Богатство порождаемых аллюзий также с печалью отставим — это совсем отдельная тема. Начать стоит со старого анекдота, вернее с его ставшего классическим финала: «ну никак не ужас-ужас-ужас». С эстетической точки зрения багажное сооружение у Кремлевской стены, разумеется, никак ее не украшает. Так ведь и установку этим летом караван-сарая между залом Чайковского и памятником Маяковскому трудно назвать удачным архитектурно-планировочным решением (коммерческую тему как совсем отдельную оставим пока за скобками). Вообще-то, что сделано со старой Москвой, например в любимом Замоскворечье, куда более трагично и невозвратно. Так что не ужас.

Если говорить об этике, то вообще-то стоит договориться о допустимых границах. Почему рок-концерт уместно, а рекламный объект — нет? Видимо, в современном мире пора как-то переосмысливать границы сакрального, разумеется, не забывая об этике и том, что в прежние, не такие успешные нефтяные времена называлось приличиями. Эта штука никак не может быть установлена регламентом сверху — что бы про это ни думали сегодняшние борцы за нравственность. Это непрерывные культурные традиции, системное образование, и много еще что, в основном не решаемое за счет дополнительного финансирования. Система табу определяется уровнем цивилизационного развития государства, состоянием института этики и культурным уровнем населения. И здесь результаты не очень обнадеживают: институты этики и морали находятся сегодня либо в глубоком подполье, либо в состоянии комы той же глубины.

Теперь о практической стороне. Администрация президента заявила, что не давала разрешения на установку. Можно поиграть в конспирологию о том, как некоторые влиятельные силы добились разрешения, а потом, учитывая широкий отрицательный резонанс, пришлось отказаться и т.п. И кто же тот могущественный человек, который один только и мог, — ну и дальше всё до скуки очевидно. А могло быть все гораздо проще. Вовсе не факт, что на размещение объектов на Красной площади требуется разрешение АП. Другое дело — ФСО. И в получении подобного разрешения нет ничего необычайного, тем более что акция была заявлена как благотворительная. Здесь ведь, повторимся, и рок-концерты проводят, и каток заливают, а когда-то даже показательные футбольные матчи проводили. А в старину тут вообще гуляли нешуточно. Да, прецедента расположения рекламного объекта на Красной площади еще не было. Но всё бывает когда-то в первый раз. Например — когда-то появилась первая несоветская реклама, непривычный Сбербанк или загадочный «Тракторэкспорт» (для каких клиентов он вообще вывешивался в отсутствие частной собственности), а «Макдоналдс». А потом открылось и первое в стране само это заведение.

Это вовсе не призыв завесить территорию возле Кремля разнообразной рекламой или еще какой-то малопригодной атрибутикой. История с чемоданом говорит о некоторой проблеме, решать которую не получится ни с помощью этических норм или наших представлений о прекрасном, ни тем более общественным резонансом — этот путь сегодня вообще, увы, не функционирует. Видимо, стоит поговорить о специальном регламенте, который бы регулировал размещение рекламных, сервисных и инфраструктурных объектов рядом с наиболее значимыми культурно-историческими сооружениями и памятными местами. Да, администрирования в современной России с критическим избытком, это всем известно и тут не о чем спорить. Но есть вещи, которые требуют установленных правил, например СНиПы (строительные нормы и правила) могут решить любые споры о прекрасном и ограничить креативные фантазии.

Регламент — это не ведь не только о том, что запретить, но и о том, что возможно и допустимо. Если, например, утвержденный регламент разрешает рекламу на Красной площади (по согласованию со службой охраны и городскими властями), то АП не будет никакой необходимости выступать с объяснениями, которые порождают больше сомнений, чем вносят ясность. И никакая коммерческая привлекательность не позволит, скажем, изуродовать историческую Триумфальную площадь (она же площадь Маяковского) пунктами кочевого питания — если подобное будет регламентом не разрешено. Не будучи романтиками, мы понимаем, что правилам трудно устоять против напористого Джорджа Вашингтона, но в определенной степени усложнить процедуру украшения и без того архитектурно переимперенной столицы они помогут.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир