Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Мир
Маск назвал ложной статью WSJ о его уходе с поста главы Tesla
Мир
В Израиле 18 человек задержаны по подозрению в причастности к пожарам
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Общество
Между Россией и Абхазией начал курсировать новый электропоезд «Диоскурия»
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Общество
СК возбудил дело по факту удара ВСУ по рынку в Алешках Херсонской области
Спорт
ФК «Динамо» объявил об уходе главного тренера Марцела Лички
Мир
Иран осудил введение нового пакета санкций со стороны США
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Мир
Путин высоко оценил содействие ОАЭ обменам удерживаемыми лицами между РФ и Украиной

«Беда нашего рока в том, что на каком-то этапе он оказался продажным»

Армен Григорян — о разобщенности рок-среды, «Сталинграде» и домике с видом на Арарат
0
«Беда нашего рока в том, что на каком-то этапе он оказался продажным»
Фото: Глеб Щелкунов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

23 ноября в столичном зале «Известия Hall» ветеран московского рока — группа «Крематорий» отпразднует свое 30-летие и продолжит большое турне по России и зарубежью. В преддверии события с лидером «Крематория» Арменом Григоряном пообщался обозреватель «Известий». 

 Для российского рока абсолютно «застойный» 1983 год оказался на удивление урожайным. Именно тогда возникла целая плеяда групп — «Наутилус Помпилиус», «АукцЫон», «Алиса», «Несчастный случай», «Крематорий». Что такого особенного в тот год произошло? 

— Лично для меня это было время окончания института. Я задумывался, что делать дальше? Перспектива представлялась прозаическая: три года отрабатываю по распределению в НИИ, а потом неопределенность. Решил двигаться в сторону музыки. Я тогда слушал записи Майка Науменко, Юрия Морозова, других питерских групп. Хотя сам в тот момент пытался играть тяжелый рок, делал различные каверы, но пристроиться с ними было некуда. Разве что, на выпускных вечерах выступать.

И тут началась эра квартирных концертов, а у меня появилось некоторое количество своих песен, в том числе песня «Крематорий», ставшая особо популярной. От нее, в сущности, и возникло название нашей группы. Примерно тот же путь проделали и коллективы, которые ты перечислил. К тому же появились рок-клубы. Тогда был голод на приличную русскую музыку плюс развивалась магнитофонная культура, в которой все конкурировали и существовали на равных. 

— В 1984-м на отечественный рок начались жесткие гонения. Музыкантов стали «вязать» чуть ли не на сцене.

— У нас похожий случай был чуть позже. Мы играли концерт на Садовой, и нас арестовали, повели в ближайший пункт милиции, заставили написать какую-то покаянную бумажку. Инкриминировали нам то же, что и многим, проведение несанкционированного выступления. А заложила нас девушка, ставшая потом сотрудницей московской рок-лаборатории, куда и нас впоследствии приняли. Мы с ней там общались. 

Тогда вообще странное было время. Например, об одном давно известном музыкальном критике нам говорили как об информаторе, сотрудничавшем с «компетентными органами». С тех пор мы к нему как-то не очень расположены. Сейчас, конечно, о тех временах вспоминаешь с улыбкой. Столько нелепого было. За рок-клубами тщательно наблюдали спецслужбы, тексты мы «литовали». Приносили стихи Пабло Неруды или Валерия Брюсова, а цензоры нам говорили: «Что вы за бред написали! Это нельзя петь!». 

— Сегодня тебе что-то напоминает атмосферу тридцатилетней давности?

— Сейчас ситуация сложнее. Тогда мир представлялся очень контрастным, черно-белым. И наш рок в ту пору рождался как противоречие одного цвета другому. А сейчас всё как-то размыто. Дисгармония и повсеместное отсутствие здравого смысла. Как следствие — хаос. Из хаоса, конечно, может родиться и новая вселенная, но чаще возникает искаженная реальность, кафкианская.

— В твоем последнем альбоме «Чемодан президента» одной из самых пикантных песен является «Микроб Бондарчук». Будем считать, что это отвлеченный образ. Тем не менее ты неоднократно высказывался о нынешнем засилье в кино и других сферах нашего искусства детей знаменитых родителей. А сейчас как раз много шума вокруг блокбастера Бондарчука-младшего «Сталинград». Ты его посмотрел?

— Да. Мне кажется, если человек — клипмейкер, нужно им и оставаться. После «Сталинграда» сложилось ощущение, что и режиссер — не вполне режиссер, и фильм — не так, чтобы фильм. На мой взгляд, пустоту прикрывают святым названием. Так ведь и раньше получалось. Возьмем, «Обитаемый остров». Хорошее же произведение Стругацких, прекрасные, яркие образы. А посмотрел фильм по этой книге — и не могу сейчас даже лиц актеров вспомнить. 

— Наши рок-музыканты еще способны влиять на общество?

— Беда русского рока в том, что на каком-то этапе он оказался очень продажным и даже самые знаковые его лидеры как-то с властью общались. Это, конечно, их личное дело. Но если вы начинаете играть с властью в какие-то игры, то ждите того, что власть станет играть вами.

А потом вы воскликните: ах, я превратился в ту же марионетку, о которой когда-то пел. Что мне делать? Я же другой. И начнете что-то исправлять, но доверие части общества к вам уже утрачено. Была бы стойкость в рок-н-ролле, можно было бы создать «профсоюз порядочных людей». А сегодня каждый сам по себе и совершает поступки по своей шкале оценок.

— Много лет существовавшая в Москве репетиционная база-студия «Крематория» нынче выставлена тобой на продажу, поскольку отстоять ты ее не смог. А вот играл бы с властью, у тебя сейчас, возможно, не только база эта была бы, но и свой именной музыкальный центр.

— Тут дилемма. Либо плюнуть во всех наших поклонников, в те 30 лет «Крематория», и одним росчерком, одним действием все разрушить, либо оставаться независимым. Слава богу, что когда-то мы выбрали такое название группы, которое никак с официозом не смыкается. Оно может существовать только вне системы. Ну, представь сейчас афишу юбилейного концерта «30 лет. «Крематорий» в Кремле». Пародия! Мне не хочется иметь никаких дел с государством. Я к этому стремлюсь всячески. Пытаюсь жить обособленно.

— И с некоторых пор преимущественно в Армении?

— В Армении, в других странах. Я как большой любитель Москвы когда-то с пеной у рта отстаивал свой город в различных спорах. А сейчас предпочитаю молчать. Когда говорят о безобразной архитектуре, о том, что происходит на улицах, о депрессивной атмосфере в городе, я молчу. У меня было желание вырваться отсюда. Но Калифорния слишком далеко. Поэтому там я надолго не задержался. Построил себе дом в Армении, который воспринимаю как дачу, куда можно уехать и предаться созерцанию, отключившись от московских проблем. Попытка бегства.  

— На юбилейном концерте появятся участники прежних составов группы?

— Пригласили всех, у кого стаж выступления в группе превышает десять лет. Мы хотим устроить праздник крематорского мира, оживить образы, которые долгие годы обитают в наших песнях. Придумали некую театральную композицию, которую реализуем в этой программе. Вот ту же «Микроб Бондарчук» исполнит детский хор. 

— Один из участников первого состава «Крематория» Виктор Троегубов не появится на юбилее ни при каких обстоятельствах?

— Он просто один из тех, кто играл в группе на ее раннем этапе, но в отличие от других стал впоследствии присваивать себе какие-то особые заслуги. То, что потом высказывалось им в мемуарах, я воспринимаю как некую фантазию, иногда как сказки для дураков, местами даже как клевету. Историю «Крематория» нельзя переиначивать. В первых составах вообще было много разного народа. Огромное всем спасибо. Но влияния на развитие группы они не оказали.

— Ты пробовал заниматься виноделием, рисовал картины и устраивал выставки, после альбома «Амстердам» (2008) предполагал, что больше дисков записывать не будешь, однако в этом году выпустил «Чемодан президента». После того как отыграешь интенсивный тур в его поддержку, представляешь, на чем сосредоточишься дальше? Как проведешь годы до своего 60-летия?

— В моем возрасте уже можно превратить музыку в хобби и заниматься ею, только когда хочется. Вот сейчас, допустим, мне неинтересно работать в студии, даже гнетет такая деятельность. Концерты мне пока еще не надоели. Но в большей степени привлекает архитектура. Благодаря общению с некоторыми знакомыми художниками я увлекся проектированием домов. Буквально воплощаю формулу: нарисуем — будем жить. Вот свой путь к 55, а потом к 60 я и буду проделывать за этим занятием. Периодически отвлекаясь на то, чтобы тихо спиваться в своем уютном доме с видом на Арарат. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир