Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором

Лев Додин: «Наше общество, к счастью, недостаточно нагрето»

Художественный руководитель Зимнего театрального фестиваля — об опасности сиюминутного политического высказывания и верности самому себе
0
Лев Додин: «Наше общество, к счастью, недостаточно нагрето»
Фото со страницы фестиваля на сайте vk.com
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Санкт-Петербурге открылся Зимний театральный фестиваль. Его художественный руководитель, глава МДТ Лев Додин рассказал корреспонденту «Известий» о задачах собрания и своем видении миссии театра.

— Когда история с Зимним фестивалем только затевалась, вы говорили о том, что найти достойные спектакли — проблема, потому что мировой театр переживает кризис.

— Первой идеей, которая пришла мне в голову, когда я подключился к фестивалю, было сделать фестиваль шедевров. Когда мы приступили к реализации, обнаружилось, что даже трех не наберем. Тогда пришлось внутренне изменить установку. Мы придумали сделать моментальный снимок — привезти премьеры современного мирового репертуара. Главное, нам хотелось привезти что-то безусловно серьезное, честное и авторитетное. Что-то мне нравится больше, что-то меньше, но это высказывания крупнейших режиссеров Европы. 

— Желание собрать их вместе связано с ощущением одиночества в профессии? Не случайно в вашем спектакле «Враг народа» в финале сделан акцент на фразе Стокмана «Самый сильный человек в этом мире тот, кто остается одиноким».

— Каждый человек испытывает это чувство, я не исключение. В чем-то я, может быть, испытываю его даже больше, чем кто-то. И мощь, и миссия театра в том, что, обнаруживая, как кто-то на сцене испытывает то же, в чем он подчас боится себе признаться, человек преодолевает одиночество. И чем человек внутренне больше свободен, тем больше он одинок. 

Ибсен писал о своей стране в то время, когда она была одним из самых ранних воплощений демократии. Он пишет прежде всего не о ней, он конфликтует с природным устройством человека и почти производственную пьесу доводит до решения философских вопросов и состояния духа.

Чем дальше мы живем, тем больше страха перед внутренней независимостью суждений. То, что называется «обществом потребления», и то, что называется «остатками тоталитарного сознания», соединяясь, дает гремучую смесь боязни какой-нибудь самостоятельности мысли. Обязательно нужно присоединиться к тем или другим. На самом деле всё гораздо сложнее, и интересны те, кто сохраняет верность самому себе, — это самое непростое в человеческой жизни.

— Когда Стокмана играл Станиславский, публика кидалась к сцене и тянула к нему руки. Сейчас гражданский градус достаточно высок, но такой реакции не происходит.

— Когда мы играли «Врага народа» накануне выборов, в Екатеринбурге, в первой половине спектакля возникала практически та реакция, с которой столкнулся Станиславский. Пока зрители не поняли, что речь идет о чем-то другом, им казалось, что он поставлен к дате их выборов.

На следующий день у меня разрывался телефон от звонков из Екатеринбурга. Люди с энтузиазмом сообщали, что победил Ройзман, но при этом они признавались, что голосовали за Силина. Это очень забавно и почти впрямую коррелируется с Ибсеном. А та реакция, о которой вы говорите, — это единичный случай, который вошел в историю.

Спектакль играли в Петербурге на гастролях вечером после разгона студенческой демонстрации у Казанского собора. Эта реакция вошла в историю, но не все помнят, как расстроила она Станиславского, — то, что реагировали не на спектакль, не на существо его размышлений. Так бывает.

Когда мы привезли впервые «Братья и сестры» в 1986 году в Москву, спектакль закончился скандалом, потому что министр культуры вышел из зала после первого акта. Зрители аплодировали на каждую реплику, чем довели артистов до исступленного отчаянья. Все в зале ждали сиюминутного политического высказывания и только постепенно поняли, что спектакль не совсем об этом, даже совсем не об этом.  Есть разные степени нагрева общества, сегодня оно, к счастью, еще недостаточно нагрето.

— Как вы оцениваете дискуссию вокруг смерти русского психологического репертуарного театра?

— Существует путаница в понятиях. Нас часто называют традиционным театром, но это не так. Точно так же, как я готов поспорить, принадлежим ли мы только к русской психологической школе. У нас в истоках и Мейерхольд, и Брехт, и Брук. У нашего театра есть своя поэтика, своя весьма непростая музыкальная логика театральной структуры, где психология играет роль важной поддержки, и часто не более того.

В Европе, кстати, меньше заблуждаются в этих оценках. Может быть, потому что там авангардный театр никто не преследовал, как у нас в советское время, и «авангардным» театром там наелись значительно раньше и гораздо раньше нас затосковали, скажем так, по осмысленному театру.

Тот же Люк Персеваль сегодня ставит «Каждый умирает в одиночку» Ганса Фаллады практически в исторических костюмах, вроде бы не осовременивая текст. Он не отказывается от себя, а развивается и в этом развитии приходит к новой  осмысленности, к новому уровню профессионализма и художественной культуры.

Вопрос в том, развиваемся мы, или стоим на месте, или повторяем зады того, что уже прошли. Это свойство нашей страны: мы гордимся тем, чего нужно стесняться, и зачастую топчем то, что нужно ценить. И всё время пытаемся догнать то, от чего другие уже убегают.

Скажем, когда я посетил нынешнее Московское биеннале современного искусства, то был до серьезного скачка давления потрясен его глубокой третичностью. В Америке в 1987 году я всё это видел, только в гораздо больших масштабах, с гораздо большей смелостью и, в общем-то, с действительным смыслом, которого сегодня  катастрофически не хватает или он плоский, как фанера из пластика.

Что касается репертуарного театра — это гениальное изобретение Станиславского и Немировича. Именно изобретение, или даже открытие, как в физике. Подчеркну, художественный репертуарный театр — это театр развития, художественного формирования, когда мы отвечаем и за прошлое, и за будущее. Артист, который репетирует короля Лира, по-другому играет спектакли, которые играл до этого, растет в целом как артист.

Сегодня в России многие легкомысленно глумятся над репертуарным театром и немногие понимают его истинную цену, в основном, может быть, люди старшего поколения, но я вижу, как они стесняются этого своего понимания, потому что опасно оказаться в архаистах, опасно оказаться врагом народа и нового искусства.

Увы, опять же в Европе нарождается тоска и потребность в художественном театре с постоянной труппой и постоянным репертуаром. Все устали от проектного театра, об антрепризе я уже не говорю. Это изобретенный на нашей почве ширпотреб, не имеющий даже отдаленного отношения к самому плохому бульвару.

Кстати, когда мы собирали программу нашего международного фестиваля, ориентируясь прежде всего на имена крупнейших режиссеров и на названия спектаклей, то вдруг поняли, что отобрались спектакли оставшихся крупнейших репертуарных театров Европы.

Большие режиссеры стремятся в серьезные театры. Театры обновляются, режиссеры становятся мастерами. Остермайер в полувековом «Шаубюне», Персиваль в 200-летнем театре «Талия», Бонди в Бургтеатре, Тони Сервильо в прелестном «Пикколо» создали пока свои лучшие работы.

Между прочим, наши талантливые новаторы, такие как Серебренников или Богомолов, росли и развивались в МХТ им. А.П. Чехова, Могучий превратился в действительно могучую фигуру в Александринке, а теперь, убежден, будет расти, развиваться и развивать БДТ. А Валерий Фокин доказал, что казавшийся трупом Ленинградский театр им. А.С. Пушкина может оказаться современнейшей Александринкой.

Бациллу искусства можно заморозить, но трудно умертвить, и очень нелегко эту бациллу создать из ничего на пустом месте, да еще в заранее отведенные сроки, на заранее заданный отрезок жизни. Как опыт на мышах, это может быть полезно, но людям нужны лекарства, прошедшие испытания на других людях.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир