Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Reuters сообщило о подписании Трампом закона о финансировании правительства
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
CENTCOM сообщило о начале крупномасштабной операции против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Не формировать структуру

Писатель Дмитрий Дробницкий — о том, как стоило бы реорганизовать «Оборонсервис»
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Во вторник департамент имущественных отношений Минобороны России заявил о том, что «Оборонсервис» ожидают ребрендинг и определенная децентрализация. Планируется, что военное ведомство перестанет быть единым заказчиком по каждому виду услуг, которые сегодня оказываются сторонними организациями, то есть кто будет убирать снег, готовить пищу и осуществлять другие «несвойственные функции», решаться будет необязательно в Москве. И не будет единого генподрядчика по всем без исключения работам и товарам. Уже сказано о том, что вместо «Оборонсервиса» будет сформировано несколько структур.

Что ж, решать в столичных кабинетах, кто будет красить заборы воинских частей в Хабаровске, мягко говоря, неумно, согласен. Сообразили это, мягко говоря, поздновато, но сообразили. Понятно также, что никакая компания, государственная или частная, не может одинаково качественно и организовывать питание, и ремонтировать здания. Так или иначе, придется нанимать субподрядчиков. А те, в свою очередь, наймут других субподрядчиков и т.д. И даже если общий контракт будет сверхжестким, это никак не за застрахует от сбоев. Генерального подрядчика оштрафуют, и московские банки без труда проведут соответствующую трансакцию, но солдат в далеком гарнизоне останется голоден или немыт.

То есть посыл здравый. Но все же меня расстроило заявление Минобороны. Точнее, расстроили два слова: «сформировать» и «структура».

Потому что ― что значит «сформировать структуру»? Это значит, что точно так же, как раньше сверху был создан монстр «Оборонсервиса», теперь сверху «сформируют» несколько монстров поменьше. Для чиновников, тем более нечистых на руку, ситуация останется столь же удобной, для командиров частей и их подопечных ― столь же некомфортной. Пожалуй, прибавится работы у бухгалтеров Минобороны, но это легко решается увеличением штата. Сложнее станет и аудиторам Счетной палаты и прочим проверяющим органам, но от этого упомянутому чиновнику только лучше. Пуще того, через некоторое время раздутые штаты и увеличившаяся непрозрачность военного аутсорсинга станет мощным аргументом в пользу отказа от начатой реформы и возврата к прежней централизованной схеме.

Возможно, вместо того чтобы «формировать структуры», есть прямой смысл подумать о других вариантах обеспечения войск товарами и услугами. Тем более что еще в Советском Союзе, всегда грешившим излишней централизацией, один из таких вариантов был довольно успешно опробован. Военно-строительные части, подчинявшиеся Главному управлению специального строительства (ГУСС), находились на хозрасчете задолго до того, как о нем заговорили по перестроечному телевидению. У них была изрядная самостоятельность во второстепенной хозяйственной деятельности, были собственные счета, которыми распоряжались командиры частей и их замы по МТО.

Мне «посчастливилось» проходить срочную службу в таких частях, и что такое безнал, инкассо и бартер, я впервые узнал именно там. Там же я первый раз в жизни увидел чековую книжку.

Многое получалось по централизованным каналам. Но пища, краска для заборов, стен и «взлеток», значительная часть посуды и мебели закупались по месту дислокации у тех предприятий, которые были готовы выполнять требования стройбатовских снабженцев. Даже строительные материалы для нестратегических объектов, возводимых частями ГУСС, зачастую закупались у гражданских фирм (слово «фирма» у нашего офицерского состава было тогда в большой моде). Главное было ― сдать объект вовремя и в рамках заложенной сметы (сегодня сказали бы ― бюджета).

Я помню, как однажды прачечная, которая стирала постельное белье для моей части, сорвала сроки (кажется, сломалось там что-то у них). А на носу была суббота. А суббота без бани и замены белья ― что это за суббота такая в Советской армии?! И вот зам по МТО собрал нескольких солдат, организовал транспорт и, договорившись по телефону с другой прачечной, отправил нас с бельем туда ― в нашем распоряжении на сутки была прачечная самообслуживания. Мне как «смышленому москвичу» выдали на руки чек, подписанный командиром, и я, тогда вне себя от гордости, расплатился им ― прямо как в американском фильме, который я посмотрел в последние дни на гражданке. Вопрос был решен, за срочность часть расплатилась каким-то там ремонтом, так что и за рамки бюджета зам по МТО не вышел.

Что мешает это сделать сейчас в масштабах всей армии? Ведь одно дело ― закупки вооружения и техники, совсем другое ― выбор поставщиков товаров и услуг «прочего назначения». Пусть часть имеет свой бюджет, отчитывается перед финансовым управлением военного министерства и обустраивает жизнь военнослужащих настолько хорошо, насколько это позволяют навыки военного снабженца. И рядом с воинскими частями, с военными городками расцветет малый и средний бизнес, образуются новые рабочие места, а местный муниципалитет начинает военных, дислоцированных рядом с ними, любить и всячески лелеять. И ведь за государственный рубль не в Москве, а где-нибудь в Воронежской области или Чувашии еще как будут конкурировать! Солдаты и офицеры будут получать лучшее доступное качество товаров и услуг по рассчитанной исходя из бюджета части цене.

Будет ли искоренено воровство? Увы, думаю, не полностью. Снабженец во все времена и во всех странах подворовывать умел. Но одно дело ― подворовывать, не имея физической возможности выйти за рамки бюджета, другое дело ― уводить из бюджета космического масштаба деньги. Да и в местной коррупции разобраться легче ― за всё несет ответственность командир части. Не обут солдат ― под суд, перерасход ― туда же. Всё по Уставу.

И еще одно. В деле «Оборонсервиса» очень быстро выяснилось, что главные фигуранты друг на друга доносить отнюдь не торопятся. А в провинциальном городке первым разнюхает про нечестную игру конкурент действующего поставщика. И донесет ― из корыстных побуждений.

В армии главным является не министр обороны и не золотопогонный генерал, а командир, который каждый день находится рядом со своими солдатами. А в местной экономике главными являются не «структуры», а предприниматели.

Может быть, дать им поработать друг с другом?

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир