Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Мнимый больной

Журналист Леонид Злотин — о возможных последствиях борьбы с налоговой оптимизацией
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Следственный комитет, как сообщают СМИ, разработал законопроект для борьбы с налоговой оптимизацией. Речь идет о вполне стандартных на сегодня процедурах минимизации налогов без нарушения действующего законодательства и о выводе средств в офшоры. Предлагается, в частности, ввести в Налоговый кодекс понятия «мнимых» и «притворных» хозяйственных операций. Это пока проект, поэтому окончательной редакции нет, но некоторые общие соображения новость позволяет высказать.

Законодательные инициативы силовых ведомств в гражданской сфере, как правило, обладают тем недостатком, что предусматривают не столько регулирующие, сколько исключительно дополнительные карательные меры, что для экономики (и не только для нее) не всегда полезно. Как сказано у Козьмы Пруткова «специалист подобен флюсу: он всегда односторонен». В результате часто лечение оказывается хуже болезни.

Во многих подобных инициативах есть общий недостаток: предлагается — часто вполне разумно — изменить какой-то элемент или узел системы, при том, что остальные продолжают функционировать по-прежнему. То есть вся система функционирования бизнеса в России со всеми административными оброками, давлением контролирующих органов, скачкообразным ростом тарифов, монопольной политикой со сворачиванием равной конкурентной среды — это всё остается, а меняется только один элемент, связанный с либерализацией налоговой нагрузки. Вернее, с ее делиберализацией. В результате действующие схемы работы бизнеса, напомним, не нарушающие действующего закона (о незаконных речи нет) — хорошо они или плохи, но они вызваны реальными условиями функционирования рынка, — будут нарушены.

Поясним сразу: то, что налоги платить необходимо, — вообще не предмет для обсуждения, государства без налогов не бывает. Другое дело, насколько подходит действующая налоговая система состоянию и приоритетам в экономике и практике хозяйственных отношений на текущем этапе. Но уплата налогов в полном объеме в соответствии с действующим законодательством, повторимся, вообще не предмет для дискуссии. Но вот законные (или не противоречащие закону) действия по минимизации налогов — это совсем не российская находка, так действуют во всем мире. Это Маркс, нравится нам или нет, капитал стремится к максимальной прибыли, в том числе и за счет минимизации затрат, к каковым относятся и налоги. Пока за полтора века опровергнуть выводы немецкого специалиста не получилось. Поэтому «закрытие лазеек», не нарушающих закон, всегда полезно просчитать с точки зрения последствий для бизнеса, особенно для малого и среднего, поскольку крупный с налоговыми схемами давно оптимизировался. Учитывая и без того критическую ситуацию с малым средним сектором экономики, куда своевременнее было бы говорить о реальной системе мер по их стимулированию и поддержке, а не о закрытии — для кого-то лазеек, а для кого-то — единственных окошек. Безусловно, это никак не отменяет необходимости соблюдения действующего законодательства. Речь о выстраивании приоритетов в его корректировке.

Немного другая история с офшорами — кто-то с этим борется, кто-то продолжает прекрасно пользоваться, но для российских клиентов есть еще одно дополнительное обстоятельство: они выводят капиталы не только для сокращения налоговых затрат, но и для обеспечения безопасности активов, средств и проводимых внешних операций. Это как раз к тому, что, борясь с выводом средств, стоит одновременно повысить безопасность собственности внутри территории, с которой эти средства выводятся. Растут риски — ну Маркс же, не поспоришь — капитал перетекает в менее рисковые зоны. Уходит он, разумеется, не только в офшоры, но и просто в разнообразные внешние активы. Это совсем не здорово для национальной экономики, но «закрытие лазеек» никак не может заменить создание привлекательных условий для внутренних инвестиций. В этом и разница между силовыми и экономическими методами, и, стоит это повторить, — первые никак не могут заменить вторых. Это опять же вопрос приоритетов — необходимость повысить собираемость налогов никак не отменяет важности условий для развития и функционирования бизнеса, инвестиционной привлекательности внутреннего рынка.

Что касается введения в Налоговый кодекс понятия «мнимых» и «притворных» хозяйственных операций. Тут, как обычно, все зависит от того, насколько внятно будут прописаны критерии, а самое главное — кто их будет трактовать. В действующей практике это неизбежно повысит коррупционные риски, а также селективность правоприменения новой новеллы. Возможны — при размытости критериев — и некоторые противоречия с презумпцией невиновности: хозяйствующий субъект будет считать сделку нормальной и непритворной, а контролирующий орган решит что это не так. Ну и остаются риски действия обратной силы, признание когда-то совершенной сделки мнимой. Как в том старом анекдоте: то, что бабушка еврейка, — да какая разница. А вот то, что дедушка пират, — вот это плохо.

Всегда полезно, чтобы объем контроля не превышал объем бизнеса. Это уже не анекдот, это пожелание. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир