Zaz: «Удовольствия нужно чередовать, иначе будет скучно»


3 ноября в Москве выступит одна из наиболее популярных сегодня французских исполнительниц Изабель Жеффруа, известная как Zaz. Два года назад ее сольник в столице вызвал ажиотаж. Возможно, так будет и сейчас. Перед визитом в Россию певица ответила на вопросы обозревателя «Известий» Михаила Марголиса
— Вы десять лет строили свою музыкальную карьеру, но популярной стали в одночасье. Вероятно, в этот момент вы решили, что взяли реванш у судьбы?
— Дело не реванше. Всё случилось так, как и должно было случиться. Мое решение продолжать карьеру, не изменяя своим принципам, было осознанным и взвешенным. За все прошлые годы я ни разу не усомнилась в своем пути: всегда знала, что добьюсь своего и что мой успех будет медийным. Ключ к нему — моя музыка и мои ценности.
— Что вы подразумеваете, говоря о своих ценностях?
— Чуть меньше 10 лет назад во Франции образовалась ассоциация «Колибри» (Mouvement Colibris. — «Известия»), чьи идеи я целиком поддерживаю и пропагандирую. Мы стремимся объединить вокруг себя людей, которые хотят изменить мир, в частности, поменять некоторые системы — сельскохозяйственную, образовательную (она сейчас в жутком состоянии), производственную. Миром правят деньги, но их распределение не вполне справедливо. Я, например, считаю в корне неправильным, что сегодня быть врачом выгоднее, нежели крестьянином.
— Судя по вашим концертным выступлениям и клипам, кажется, что вы сознательно делаете ставку на подростковый имидж и ориентируетесь прежде всего на школьно-студенческую аудиторию.
— Это только внешнее впечатление. На мои концерты ходит совершенно разная публика. В ней есть и маленькие дети, и люди очень пожилые. Певица Zaz — не маркетинговый проект. Скажу больше, я вообще антитеза маркетингу.
— Между вашим дебютным альбомом и нынешним диском Recto Verso, прошло три года. Вам нелегко дается создание нового материала?
— Дело не в легкости, а в моем профессиональном графике. После выхода первого альбома я получила столько заявок на свои концерты, что года полтора без перерыва гастролировала по Франции и еще почти столько же за границей. При этом я, конечно, более сосредоточено, чем раньше работала в студии на записи второго альбома. Участвовала и в аранжировках песен, и в их сведении. Думаю, что за время продолжительного концертного тура я многому научилась, и это отразилось в альбоме.
И еще перед релизом Recto Verso мы с моими музыкантами почти полгода провели в Альпах у Монблана, после чего совершили восхождение на знаменитую гору и дали концерт на ее вершине. Мы даже сняли об этом небольшой фильм. Вообще, работа над этим диском получилась отличной. Мы не пили, не курили и записали много материала, имея под рукой не самые продвинутые студийные программы — например, GarageBand. Кстати, именно в горах у нас родилась самая продолжительная песня из нового альбома — La Lessive.
— За два дня до вашего концерта в российской столице покажет свое шоу в «Олимпийском» Милен Фармер, а днем позже в Кремле споет Лара Фабиан. Как вы относитесь к творчеству этих певиц и можете ли назвать их своими конкурентками?
— Никто мне не конкурент. В моей вселенной понятия конкуренции не существует. Я считаю, что все артисты — фрукты, причем разные фрукты: яблоки, бананы, киви всякие, и люди получают от нас удовольствие. А удовольствия нужно чередовать. Каждый ищет фрукт, который ему нужен в настоящий момент. Иначе было бы скучно.
— У вас обширный опыт российских выступлений, причем даже в тех городах, куда крайне редко заезжают иностранные гастролеры. Есть какая-то причина, почему вас сюда тянет?
— Россия была одной из первых «дальних» стран моих дебютных гастролей, еще до появления альбома ZAZ. Причем я начала знакомится с ней с Востока. Побывала тогда во Владивостоке, Хабаровске, а до Москвы доехать не довелось. Меня поразили люди и оказанный мне теплый, душевный прием. Народ там живет в тяжелом климате и выглядит cурово. Но сквозь такую суровость пробивается искренность, благородство и широта души, которые я редко где встречала.
— Насколько нынешнее выступление в «Крокус Сити Холле» будет отличаться от того, что вы давали в том же зале пару лет назад?
— Концерт будет другим, конечно. Во-первых, любому нормальному музыканту нужно двигаться вперед, как-то меняться. Во-вторых, от собственных концертов мне нужно получать удовольствие, а это возможно только если не повторять одно и то же из раза в раз. Поэтому в Москве, как и во всех городах ближайшего тура, я буду показывать абсолютно новую программу.
— Как и все французские певицы вы в свое время не избежали сравнений с Эдит Пиаф. У нее в определенный момент получилось добиться признания и за океаном. Вы рассматриваете для себя возможность покорения Америки?
— Это стало бы логическим продолжением моей карьеры, но дело опять упирается в мой рабочий график. Покорение Америки нужно загодя запланировать и отправиться туда для проведения развернутой промо-кампании. А в ближайшие год-полтора у меня такой возможности нет. Сейчас, например, вышел мой альбом в Великобритании, и после российского турне, которое кроме Москвы и Петербурга включает Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, я отправлюсь с концертами в Лондон. При этом я не пою и не записываю альбомы по-английски, мои песни отлично принимают там и на моем родном языке.
— Следующий студийный альбом вашим поклонникам опять предстоит ждать три года?
— Три года?.. Ха-ха, очень хотелось бы сделать его раньше. Но гастроли, гастроли... Сейчас я установила в своем ноутбуке программу Cubase, чтобы и в туре можно было работать над будущими треками. В 2014-м у меня запланирован тур по Латинской Америке. Спою в Бразилии, Аргентине. Может, все-таки доедем до США. А в 2015-м хочу взять паузу, вздохнуть, уйти в себя, записать новый альбом и быстро вернуться на сцену.
— За вдохновением опять полезете на Монблан?
— Нет, думаю, на сей раз я предпочту Тибет.