Какая идеология победила в Грузии?

Президентские выборы в Грузии завершились без сенсаций. Несмотря на то что было зарегистрировано аж 23 кандидата на высший государственный пост страны, задолго до дня голосования по всем соцопросам определилась тройка лидеров и тогда же стало понятно, что однопартиец Михаила Саакашвили по «Единому национальному движению» Давид Бакрадзе проигрывает уже в первом туре кандидату от «Грузинской мечты» Георгию Маргвелашвили.
В некотором смысле интригой выборов, которые прошли в какой-то совершенно непривычно спокойной обстановке, стало лишь то, кто займет второе место ― Бакрадзе или Нино Бурджанадзе. Но и эта интрига также не состоялась: Нино Бурджанадзе заняла третье место, как ей и предсказывали опросы.
Что немудрено ― звание главной оппонентки Саакашвили и его партии она утратила еще в 2011 году, когда о своих политических амбициях заявил создатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили. Через год созданное им движение заняло большинство мест в парламенте страны и получило право сформировать правительство.
Теперь «Грузинская мечта» прочно завладела обеими ветвями власти.
Несмотря на то что ее создатель Бидзина Иванишвили ― бывший гражданин России, серьезных контактов с российскими политиками у «Грузинской мечты» до сей поры не было. Контакты с Россией в основном активно налаживала Нино Бурджанадзе, что, собственно говоря, и являлось ее основным козырем в этой кампании.
Козырь, как мы видим, не сыграл.
Все три кандидата так или иначе высказывались за нормализацию отношений с Россией, неизбежно прибавляя: «не в ущерб территориальной целостности Грузии», что, как мы знаем, означает желание вернуть Абхазию и Южную Осетию в состав грузинского государства.
У этого желания есть два рациональных мотива. Во-первых, дальнейшее движение в сторону ЕС и НАТО (что тоже являлось приоритетом все основных кандидатов) невозможно без урегулирования территориальных споров. А во-вторых, еще очень долгое время даже пассивное признание окончательной потери двух мятежных республик будет эквивалентно электоральному самоубийству.
Другое дело, что «Грузинская мечта» с момента ее презентации весной 2012 года во всем, что касается Абхазии и Южной Осетии, делала упор именно на аспекты, связанные с экономикой. Общим местом стало утверждение, что до тех пор, пока грузинская экономика, социальная сфера и прочие аспекты жизни государства не станут в высшей степени привлекательными, уговорить кого-либо вернуться под сень грузинского флага вряд ли удастся.
В Грузии действительно много проблем. Несмотря на радикальную реформу МВД, судебная система, по мнению слишком многих в стране, несовершенна и страдает от коррупции. Экономические успехи при этом довольно скромные. Все новенькие здания в Тбилиси, все эти шикарные новые отделения полиции с прозрачными стенами, да и армия, подогнанная под натовский стандарт, ― всё это сделано на заемные средства или при прямой помощи США.
Не стоит думать, однако, что новая грузинская полиция, таможня и система оказания госуслуг у кого-то вызывает серьезные вопросы. Наоборот, люди просто быстро привыкли к хорошему и теперь требуют большего. Собственно говоря, весь политический процесс 2011–2013 годов был сосредоточен на внутренней политике и только как следствие ― на привлекательности для Европы, с одной стороны, и для отделившихся республик ― с другой.
И здесь встает другой, гораздо более важный уже для нас вопрос. А насколько Россия может быть привлекательной для своих соседей по постсоветскому пространству? Допустим, Абхазия и Южная Осетия покамест чувствуют себя уютно под российским крылом, но и здесь не обходится без проблем, о чем ярко свидетельствовал политический кризис в Южной Осетии осенью 2011 года.
Более чем проблемной является ситуация на украинском направлении. И хотя дальше соглашения об ассоциации с ЕС дело пойдет не скоро, всё же попытки уговорить Украину вступить в Таможенный союз пока наталкиваются на сопротивление. Возможно, не случись «оранжевая» революция и стань Виктор Янукович прямым преемником Кучмы, ситуация бы развивалась иначе, но вот завоевавший власть политическим путем Янукович нынешнего образца ― совсем другой Янукович. Он ищет выгод для Украины и, видимо, находит их пока в соглашении с западными, а не восточными партнерами.
Очень любопытным, на мой взгляд, является и призыв лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева отказаться от формата ЕврАзЭс и включить в состав Таможенного союза Турцию. Последняя является сильной экономикой и важной страной на карте поставок энергоносителей в Европу. Вряд ли является совпадением то, что и Георгий Маргвелашвили помимо ЕС указывает именно на Турцию как на одно из основных направлений внешней политики Грузии.
Сегодня с очевидностью вырисовывается новая картина постсоветского пространства. Если раньше она сводилась к формуле «Россия плюс другие страны», то сегодня постсоветский опыт совершенно точно не сводится только к России. И Лукашенко с его попытками построить эдакий экономический мини-СССР в небольшой стране, и Грузия, отказавшая партии Саакашвили в доверии, но с удовольствием пользующаяся плодами его реформ, и Украина, и Казахстан ― все ищут новые постсоветские пути развития.
Создается впечатление, что Россия слишком привыкла быть центром пространства бывшего СССР, надеялась на мощь нефтегазовых аргументов и крупных корпораций. Таможенный союз при этом казался чем-то самоочевидным. Но согласитесь, даже само предложение включить в него Турцию уже делает его чем-то другим, нежели объединением стран вокруг России.
Вот поэтому я бы обратил внимание на риторику победившей в Грузии партии. Антироссийские идеологи, фанатики западных ценностей сменяются холодными экономическими прагматикам — но и с ними России оказывается далеко не так просто взаимодействовать.
Но когда мы вернем российским гражданам доверие к своей экономике, тогда Россия снова станет привлекательной для соседей и снова станет естественным ― уже на новых постсоветских основаниях ― центром интеграции постсоветского пространства.