Минкультуры: «Мы были бы рады видеть ректором АРБ Ульяну Лопаткину»


Министерство культуры РФ продлило на год контракт с действующим ректором Академии русского балета имени Вагановой (АРБ) Верой Дорофеевой. Об этом «Известиям» сообщил статс-секретарь Минкультуры Григорий Ивлиев.
— Мы продлили контракт с действующим ректором на год. Но дальше по возрасту (Вере Дорофеевой 67 лет. — «Известия») контракт не может быть продлен. Идут соответствующие переговоры. Для нас очень важно, чтобы решение о новом назначении было осознанным как для министерства, так и для общества, — рассказал Ивлиев.
По словам статс-секретаря, в данный момент рассматриваются две возможные кандидатуры. Это прима-балерины Мариинского театра, народные артистки России Ульяна Лопаткина и Юлия Махалина.
— Мы были бы рады видеть Ульяну Лопаткину на этой должности. Ведутся переговоры и с другими балеринами. Например, с Юлией Махалиной. Но пока говорить сложно, ведь должность ректора предполагает постоянное присутствие в академии, а Лопаткина и Махалина — концертирующие артистки, — отметил Ивлиев.
Однако, по его словам, новый ректор может быть назначен и раньше, чем через год.
— Мы не можем давать никаких гарантий, поскольку действовать будем исходя из интересов академии, — заметил собеседник издания.
Кандидат социологических наук, профессор Вера Дорофеева возглавляет академию с 2004 года. В последнее время внимание общественности привлек ее открытый конфликт с худруком и гендиректором Мариинского театра Валерием Гергиевым, который уже неоднократно заявлял о своем недовольстве качеством подготовки танцовщиков и намерении присоединить академию к театру с целью улучшения ее деятельности.
Интерес гендиректора к АРБ еще более возрос после того, как Минкультуры фактически похоронило его идею о создании Национального центра искусств (НИЦ), куда по мысли маэстро, кроме академии и Мариинского театра должны были войти Санкт-Петербргская консерватория имени Римского-Корсакова и Российский институт истории искусств (РИИИ).
И хотя, по словам советника президента Владимира Толстого, последнее слово в решении вопроса о НИЦ останется за Владимиром Путиным, уже ясно, что в виде, задуманном Гергиевым (общее руководство и общее финансирование), эти учреждения не будут интегрированы.
Но возможны варианты. Eсли консерватория и РИИИ довольно легко уклонились от гергиевских объятий («Пусть лучше Мариинский театр присоединится к консерватории», — иронично заметил ректор Михаил Гантварг), то АРБ будет нелегко отразить атаку маэстро. Исторически театр и академия связаны теснее, а самое главное — уже имеют опыт общего руководства.
Так, Сергей Волконский и Владимир Теляковский, будучи директорами Императорских театров, одновременно возглавляли и Императорское театральное училище, нынешнюю АРБ. Танцовщики Мариинки репетировали в училищных залах, и это считалось нормальной практикой.
Кстати, Вера Дорофеева считает «квартирный вопрос» главным в сегодняшней истории, объясняя претензии маэстро желанием получить площади АРБ для репетиций театра — после того, как историческое здание Мариинки встанет на ремонт, в распоряжении балетной труппы останется лишь единственный балетный зал нового здания.
Жесткая позиция, занятая Дорофеевой, не может радовать Гергиева, и в условиях, когда последовать примеру Волконского и Теляковского не представляется возможным, у маэстро остается только один выход: добиться, чтобы во главе академии встал лояльный ему человек. А кто может быть лояльнее, нежели прима-балерины, много лет прослужившие под его началом?
Академия русского балета имени Вагановой, основанная в 1738 году, является одной из старейших балетных школ мира. Среди окончивших ее — Вацлав Нижинский, Джордж Баланчин, Михаил Барышников, Рудольф Нуреев, Наталья Макарова и другие. Выпускники АРБ составляют костяк балетной труппы Мариинского театра и успешно работают во многих театрах России и мира.