Стоять нельзя ехать


С 5 ноября 2013 года все иностранные граждане, работающие в России водителями, должны будут обзавестись правами российского образца. При этом в законе не говорится, куда и с какими документами надо обращаться, чтобы получить новое водительское удостоверение. Разъяснить эти вопросы должно специальное постановление правительства РФ, которое пока не подписано. Ситуация, надо сказать, и так патовая, да к тому же подогревается СМИ, которые поспешили объявить, что 5 ноября страну (особенно большие города) накроет транспортный коллапс. Дескать, сотни, тысячи людей будут стоять на остановках в ожидании транспорта, но ни автобус, ни маршрутное такси не придут к ним на помощь, потому что водители (большинство из которых – иностранцы) не смогут выйти на работу без прав.
Известия» конечно же обратились за разъяснениями в ГИБДД, где нам с готовностью ответили: никакого коллапса не будет! «Не паниковать надо, а наладить совместную работу между всеми заинтересованными сторонами, – подчеркнул Александр Борисов, начальник управления надзора главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ. – Многие предприниматели, работающие в области перевозок, уже давно переобучили своих водителей, и те уже получили водительские удостоверения российского образца».
Услышав такое, Павел Литвинов, инженер компании «Орбита 21 век», которая занимается маршрутными перевозками на Юго-Западе Москвы, негодует: «Неправда это! Мы как только узнали о законе – еще несколько месяцев назад, – сразу пошли в автошколу чтобы переобучить сотрудников. Но нам сказали, что с иностранцами не работают. А знакомый сотрудник ГИБДД, к которому я обратился за разъяснениями, ответил, что никаких инструкций на этот счет у него нет и что делать, он не знает... Вот и сидим, просто ждем этого 5 ноября, а предпринять ничего не можем... У нас из 90 водителей 27 имеют иностранные права, и, видимо, придется с людьми расстаться». Что ж, давайте разбираться вместе: кто прав, кто виноват и что в конце концов делать?
Противостояние? это временно
Итак, напомним: принятые в мае текущего года поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс РФ об административных правонарушениях вступают в силу с 5 ноября 2013 года и устанавливают обязательное наличие российских прав на управление транспортным средством в случае, если иностранные граждане осуществляют трудовую и предпринимательскую деятельность. Проще говоря, ни один иностранец без российских прав после 5 ноября работать водителем на территории России не сможет.
Шоферов из других государств, имеющих официальное разрешение на работу в России, по данным ФМС, на всю страну насчитывается около 200 тыс. И вот тут вырисовывается первый пункт недопонимания между предпринимателями и властью. «Помимо национального и международного водительского удостоверения водитель-иностранец, придя в отдел ГИБДД, должен иметь документы, удостоверяющие личность, подтверждающие легитимность нахождения на территории РФ и право на осуществление трудовой деятельности, а также медицинскую справку, – перечисляет Александр Борисов. – Но нам приходится чаще сталкиваться с обратной ситуацией – из 80 человек, которых предприниматель представляет как своих работников, квота у него есть только на двоих, из которых только у одного есть документы, дающие право на легальное пребывание в стране».
Кстати, порядок получения иностранцами российских прав еще не утвержден – нет постановления правительства, но уже прописан в письме за подписью первого заместителя главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ Владимира Швецова. Это письмо разослано во все территориальные отделы ГИБДД и рекомендует принимать теоретический экзамен на знание ПДД бесплатно прямо в местных управлениях ГИБДД и тут же после оплаты госпошлины выдавать права. Таким образом, автошколы из процесса будут исключены, в то время как сейчас по существующему порядку иностранный гражданин может получить российское водительское удостоверение, только пройдя полный курс обучения в автошколе.
Но, например, Роберт Вешников, начальник колонны компании «8-й таксомоторный парк», которая наряду с такси занимается и так называемыми маршрутками (обслуживает Центральный и Юго-Восточный округа Москвы), в добрую волю и готовность к взаимодействию сотрудников ГИБДД не верит: «Они смеются над нами, останавливают на улицах наших водителей и напрямую говорят – скоро ноябрь, готовьте деньги на штрафы».
Он рассказал, что в «8-м таксомоторном парке» на маршрутках работают 40 человек, 90% из которых – узбеки с узбекскими паспортами и такими же правами. «Первым делом мы обратились в ГИБДД – там сказали, что иностранцам права выдают только после автошколы, – продолжает рассказ Роберт. – Пошли в автошколу – там говорят, что иностранцев учат только на основании разрешения на работу, а как раз сейчас у половины коллектива срок разрешения оканчивается или уже истек. Сунулись в отделение ФМС, там огорошили: новое разрешение на работу можно получить только с российскими правами! Все, финиш, круг замкнулся!»
При этом, по словам начальника колонны, все узбекские водители – профессионалы из автобусных парков Ташкента и Самарканда, в Москве уже 10 лет и более, и расставаться с ними компания не готова – других таких не найти. «Мы не хотим терять отличных водителей из-за чьей-то глупости или чьих-то недоработок! – подчеркнул Роберт Вешников. – Что делать будем? Придется ехать в регионы и там менять права нашим водителям за деньги! А как еще быть, если один новый закон вынуждает нас нарушать три старых?! Хотите российские водительские права – будут вам российские водительские права. Хорошо, что в законе не прописано, что выданы они должны быть обязательно в Москве. А вообще, в суд подавать надо – этот закон, между прочим, Венскую конвенцию нарушает!»
Ученье – свет
Становится очевидным, что еще один вопрос, на который различные участники ситуации (власть, водительские профсоюзы, предприниматели и т.д.) дают разные ответы, звучит так: а в чем, собственно, смысл принятия закона? Если одни считают иностранцев отличными водителями, то другие сомневаются в их профессионализме и способности адекватно управлять транспортным средством, полным людей. «В основе решения об изменении законодательства лежит, безусловно, забота о безопасности наших граждан», – уверен представитель ГИБДД Александр Борисов.
С ним согласны многие, в том числе и сами перевозчики. «В нашем парке 50 машин, работаем уже пять лет, – рассказал Игорь Шабанов, директор такси «Лама» из Санкт-Петербурга. – И за это время ни разу не доверяли руль иностранцу. Надеюсь, и впредь без них сможем обходиться. Это вопрос нашего престижа, который зависит от комфорта пассажиров. В такси люди любят поговорить, пооткровенничать... А если тебя везет человек, который по-русски двух слов связать не может – о каком комфорте может идти речь?»
По мнению Султана Жанказиева, заведующего кафедрой организации и безопасности движения МАДИ, лучше бы постановление правительства РФ об упрощении процедуры выдачи иностранцам российских водительских прав и не выходило! «Их обязательно нужно переучивать, – подчеркнул эксперт. – Мы сравнили программы обучения водителей в России и в странах ближнего зарубежья, и анализ показал, что их программы не имеют целого ряда принципиальных пунктов, присутствующих в аналогичных программах в РФ».
И, надо отметить, ответственные работодатели так и поступают – занимаются переподготовкой своих сотрудников. Например, «Мосгортранс», где сейчас работает более 3300 иностранцев-водителей автобусов, уже переобучил около 900 из них. Правда, на таком крупном предприятии для этих целей есть собственный учебный комбинат. А вот в муниципальном объединении автобусных предприятий Екатеринбурга уже подсчитали, что трехмесячные курсы в автошколе обойдутся по 30 тыс. рублей на одного гастарбайтера.
Безусловно, изменения в российском законодательстве об организации движения, какими бы они ни казались нам – правильными или неправильными, приводят его (законодательство) в соответствие с общепринятой мировой практикой. «Да, и израильские, и немецкие законы разрешают физическому лицу, являющемуся иностранным гражданином, основывать фирмы, занимающиеся перевозкой пассажиров, – отметил Дан Фаюткин, начальник управления молодежных проектов еврейских общин Германии. – В Германии немало фирм, которые занимаются перевозками грузов и пассажиров и которые возглавляют обладатели российского, украинского, белорусского и других гражданств стран СНГ. Однако фактическая перевозка людей как в Израиле, так и в Германии несомненно требует соответствующей лицензии. Поэтому для работы необходимо подтверждение водительских прав и прохождение профессиональных курсов. Что касается водителей-иностранцев, то в Германии к ним привыкли, а в Израиле они все еще редкость».
ГИБДД вам в помощь
Ясно одно: вне зависимости от того, как отечественные работодатели собираются добывать российские права для своих сотрудников, все они хотят, чтобы власти, а именно ГИБДД, были им в этом деле помощниками, а не наоборот. И в этом вопросе многое, если не все, зависит от управлений и отделов ГИБДД на местах. «В нашем управлении ГИБДД прошло совещание, куда пригласили всех перевозчиков, работающих как с людьми, так и с грузами, – рассказал Михаил Богданов, заместитель гендиректора санкт-петербургской автобусной компании «Третий парк». – Нам зачитали письмо Владимира Швецова, объяснили что к чему, успокоили, сказали, как планируется проводить сдачу экзаменов для иностранцев после выхода соответствующего постановления». По его словам, планируется оборудовать два класса с пропускной способностью 200 человек, где сотрудники ГИБДД и будут принимать экзамен по теории вождения. «Нам дали форму заявки, поставили задачу комплектовать группы... Официально предупредили, что каждый кандидат на сдачу экзамена будет проверен по всем имеющимся базам».
Таким образом, сами представители ГИБДД отсекли все разговоры и слухи о коррупционной составляющей, которая якобы неизбежна при исполнении положений нового закона. «Теперь нам совершенно ясно – не надо никаких автошкол и посредников, – отмечает Михаил Богданов. – А то уже были люди, которые и ко мне прибегали, и к коллегам, шептали – вот там уже по 25 тысяч рублей права можно поменять, но давай подождем, когда до 15 тысяч цена упадет. А поговорив с нами честно, представители ГИБДД очень помогли – для нашей компании, в которой из 2800 водителей 1200 – иностранцы, обязательства по оплате их обучения стали бы просто невыполнимыми! Теперь мы знаем точно: все они смогут совершенно бесплатно поменять права на российские после сдачи экзамена в ГИБДД».
Венская конвенция о дорожном движении
Этот международный договор был заключен с целью повышения безопасности дорожного движения посредством стандартизации правил дорожного движения. Конвенция была разработана во время конференции ЮНЕСКО осенью 1968 года в Вене. Одновременно на конференции была разработана Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах. Страны — участницы конвенции признают национальные и международные водительские удостоверения друг друга. В списке стран, присоединившихся к Венской конвенции 1968 года, есть и Российская Федерация, и множество зарубежных стран, и почти все страны — бывшие республики СССР: Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Украина, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.