Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором

«Ничто не мешает дирижеру быть милым, дружественным лидером»

Мастер барочной музыки Тон Коопман — об экстремальных эмоциях и голландской толерантности
0
«Ничто не мешает дирижеру быть милым, дружественным лидером»
Фото: tonkoopman.nl
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В то время как отношения России и Нидерландов осложняются все новыми дипломатическими скандалами, музыканты двух стран невозмутимо продолжают выполнять культурную программу российско-голландского года. Гастролирующий по нашей стране прославленный дирижер, глава Амстердамского барочного оркестра Тон Коопман ответил на вопросы корреспондента «Известий».

— Что принципиально отличает барочную музыку от основного «массива» классики?

— Прежде всего сильнейшие эмоции. Эмоции не отдельного человека, как в музыке романтиков, а те, что связаны со смертью, любовью, счастьем, — близкие и понятные каждому. Чувства, выраженные в романтической музыке, совсем меня не трогают. Когда я дирижирую большими оркестрами, я никогда не захожу дальше Шуберта, Мендельсона, Шумана. Они для меня — современные композиторы.

Кроме того, в барокко, как и в рок-музыке, очень сильный и эффектный ритм. И экстремальная динамика, выражающая все те же экстремально яркие эмоции. Это влечет к барочной музыке молодежь — основную часть аудитории нашего оркестра в Европе. Когда я выступаю в качестве солиста, а не дирижера, то порой могу видеть зал. Так здорово наблюдать, как люди, сидя в креслах, двигаются, наслаждаются звуком.

— Вы любите делать полные собрания аудиозаписей: все кантаты Баха, все сочинения Букстехуде. Как вам удается обеспечить финансирование этих проектов?

— Когда мы записывали все кантаты Баха, звукозаписывающая компания приняла решение сократить расходы, и я получил письмо: «Мы любим вас, но вынуждены прекратить сотрудничество». Я пытался договориться с другими компаниями, но все крупные лейблы отказали. Сольный диск — пожалуйста, а 66 дисков с кантатами — невозможно. Мне даже пришлось основать собственный лейбл.

— Вы не просили помощи у государства?

— В Голландии сейчас ужасная ситуация с поддержкой культуры. Наше нынешнее правительство ею не интересуется. Многим оркестрам вдвое сократили субсидию, другим вообще отменили. Несколько коллективов были вынуждены закрыться. Сейчас мой оркестр работает без какой-либо поддержки государства. Выживаем как можем. Вот, например, специальный фонд дал нам деньги на поездку в Россию. Конечно, я понимаю — кризис продолжается, но я не уверен, что он действительно так страшен в Голландии. Мне кажется, страна не в таком уж плохом положении.

— Вы много работали с оркестром Консертгебау, который принято считать лучшим в мире. В чем его превосходство?

— Каждый год за первое место в рейтингах борются одни и те же четыре-пять оркестров. Я работал со всеми ими, но могу сказать, что Консертгебау особенный. Когда речь идет о барочной музыке, им ничего не нужно объяснять. Возможно, потому, что до меня с ними работал великолепный барочный дирижер Николаус Арнонкур. С Венским филармоническим, Бостонским, Чикагским — не так, у них меньше опыта. А Консертгебау умеет переключаться с одного музыкального языка на другой.

— То есть они могут играть как аутентичный барочный оркестр?

— Да, если вы их об этом попросите.

— Но они же не меняют инструменты на старинные?

— Нет, играют на своих. Дело ведь не только в жильных струнах и барочных смычках, дело в особой динамике и артикуляции старинной музыки. Честно говоря, работая с современными оркестрами и рассказывая им про аутентичное исполнительство, я получаю даже больше радости, чем от репетиций с профессиональными аутентистами.

— У России и Голландии мощные экономические связи, но едва ли не противоположные общественные парадигмы. Почему между западными и восточными европейцами существует такая гигантская разница?

— Это связано и с географией (Нидерланды в десятки раз меньше России), и с историей. В течение многих веков Голландия была открытой страной. К примеру, у нас никогда не было еврейских гетто. Мы привыкли к сосуществованию разных мнений. Голландские философы делали ярые выпады против Церкви, и их не наказывали. Такие у нас традиции свободы.

— Что вы думаете по поводу ареста активистов Greenpeace в России?

— Я очень открытый к чужим мнениям человек, но этого я не могу понять. Мы же все знаем, что такое Greenpeace и какие цели он преследует. В Голландии с ними обошлись бы гуманнее.

— Вы создали ваш оркестр в 1979 году и с тех пор бессменно управляете им. Как вы считаете, должна ли быть демократия и сменяемость власти в оркестре?

— Демократия прекрасна, но если у вас в оркестре будет 20 разных мнений, вы не сможете работать. Все идеи, так или иначе, исходят от дирижера, и оркестранты должны выполнять его указания. Но ничто не мешает дирижеру быть милым, дружественным лидером. Я стараюсь делать музыку вместе с оркестрантами, потому и сам часто сажусь за клавесин. Всегда говорю: давайте музицировать совместно, ведь так мы можем достичь большего, чем каждый из нас в отдельности.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир