За раем рай, играй, играй


Эта питерская группа изначально выглядела свободной творческой мастерской, где невозможна «властная вертикаль», стилистическая и смысловая зашоренность, рутинный труд. За 30 лет (если вести историю команды с момента вступления «Ы» в Ленинградский рок-клуб) ничего в «АукцЫоне» принципиально не изменилось. Лишь дарования его ключевых фигур — Лени Федорова, Дмитрия Озерского, Олега Гаркуши — стали еще очевиднее, да коллективный портрет команды за долгую дорогу претерпел некоторые трансформации. Опять же в силу «аукцыоновской» креативной вольности. Талантливым людям зайти в «Ы» довольно просто и выйти, если захочется, тоже.
К юбилею «АукцЫона» в переполненной «Арене Moscow» могли бы, при желании и возможности, присоединиться: покинувший Россию и ставший композитором и художником гитарист Дмитрий Матковский, игравший в «Ы» 12 лет. Один из колоритных представителей питерского андеграунда, художник, дизайнер Кирилл Миллер, создававший в середине 1980-х первые костюмы и make-up «аукцыонщиков». Беспредельный танцор-шоумен Вова Веселкин, чья сегодняшняя судьба не слишком радужна. Популярный ныне актер и певец Евгений Дятлов, когда-то дополнивший звучание «АукцЫона» скрипичными партиями (после Дятлова скрипки в группе не было). И, конечно, если бы не смерть, с «Ы» продолжал бы играть перкуссионист Павел Литвинов (теперь такой перкуссии в «АукцЫоне» нет) и, возможно, прилетел бы из Парижа удивительный пиит Алексей «Хвост» Хвостенко. Подобное перечисление нетрудно продолжить. «АукцЫон» — притягательный организм, и к нему прикасались многие.
В Москве, где группа завершала российскую часть своего юбилейного тура, к «Ы» добавились двое — из древнейшей и новейшей истории коллектива. 67-летний джазовый трубач Юрий Парфенов из оркестра Олега Лундстрема, записывавший с «АукцЫоном» последний на сегодняшний день студийный альбом «Юла» (2011), и (что стало для многих сюрпризом, а для части молодых поклонников «Ы» — открытием) Сергей Рогожин. Представитель той странной плеяды музыкантов, вроде Виктора Салтыкова или Александра Буйнова, что в далекие перестроечные годы резко переквалифицировались из рок-музыкантов в попсовых солистов. Рогожин был первым фронтменом «АукцЫона». Под него группа создавала свои ранние концертные программы и с ним записала свой дебютный альбом «Вернись в Сорренто» (1986).
Четверть века назад Сергей с «аукцыонщиками» распрощался и вот сейчас впервые после такой «разлуки» вновь вышел с ними на сцену. Причем сохраняя, где-то даже утрированно, все контрасты между эстрадным артистом Рогожиным и продолжающими обитать в контркультуре бывшими коллегами. Лишь Гаркуша, в мерцающем пиджаке и брюках с отливом, мог коррелировать с рогожинским концертным образом. К появлению Сергея на авансцене с той самой знаменитой итальянской канцоной про Сорренто, которую он пропел знакомым сладким тенором, «аукцыонщики» уже успели пробежаться по разным вехам своей дискографии.
Начали с почти биографической для Гаркуши «Я родился под колпаком», вспомнили хвостенковскую «Орландину», достали «Хомбу» из «Юлы», чтобы Гаркундель пошаманил с очередным странным предметом из своего портфеля и, когда несколько тысяч зрителей окончательно завелись на незабвенном «Нэпмане» 1989 года, позвали Рогожина. Чисто по-аукцыновски, без информационных ремарок для юных поколений. Девушка рядом со мной громко уточняла у подруги: «А откуда этот певец пришел? Они что, так прикалываются?»
Рогожин придал уместный в такой вечер ретроспективный оттенок происходящему. Реально вспомнились первые питерские сейшены «Ы» середины 1980-х. Ирония времени, однако, была неумолима. Уже во втором хите «Женщина» Сергей забыл слова, а ведь когда-то эта песня была его «коронкой». С «Книгой учета жизни» всё, впрочем, обошлось благополучно. А дальше прозвучал презент, возможный только в рамках такого юбилейного торжества. Рогожин и Федоров смачным дуэтом исполнили тему «Я не предмет для подражания» из «апокрифического» концертного альбома «Д’Обсервер», записанного «Ы» в 1986-м в ДК Пулковской обсерватории и официально изданном лишь десятилетие спустя.
Раскланивался Рогожин максимально чуждым для «аукцыоновских» выступлений способом. «Если вам понравилось, пошелестите аплодисментами», призывал он публику, словно уже находился на своем сольном концерте. Но и это в данном случае смотрелось прикольно. Ему «пошелестели». А дальше пошло по нарастающей. Хотя и чувствовалась некоторая усталость Федорова, который накануне не менее энергетично отпел с «Аукцыоном» на аналогичном юбилейном выступлении в питерском клубе «А1».
Квинтэссенцией программы стало исполнение шедевральной композиции «Фа-фа-фа» в психоделической 15-минутной версии. На бис группу звали дважды и, по ощущению, такой концерт получился бы и, скажем, на Малой арене или в ГЦКЗ «Россия» в «Лужниках». И тоже с аншлагом.