В субботу произошло важное событие. Инаугурация губернатора Московской области. Первая настоящая, полноценная инаугурация со 2 февраля 2000 года, когда после Тяжлова губернатором в первый раз стал Борис Громов. Прошло почти 14 лет. Дети, родившиеся в день инаугурации Громова, пошли в старшую школу. Появились айфоны. Нефть подорожала в 10 раз. И много, очень много чего еще случилось. Я не буду оценивать политику губернатора Громова, короткий «пересменок» Шойгу, ваше пребывание в качестве и.о. Это сейчас не важно. Важно то, что Подмосковье после 13 лет предрешенности, определенности начинает новую историю. У Подмосковья появилась — без дураков — новая надежда. Будущее, впервые за полтора десятилетия, — не предопределено. Как будет, никто — думаю, даже вы сами, — не знает.
И именно эта волшебная неопределенность заставляет меня обратиться к вам с этим письмом. От лица тех людей, которые не напишут вам поздравление с вензелечками, которые не будут аплодировать в зале, когда вы закончите читать клятву, которые скорее всего, вас за следующие пять лет никогда не увидят вживую. И хорошо будет, если не увидят, кстати. Это значит, что в нашей жизни — дом – работа – школа – детская площадка – поликлиника — нет таких проблем, чтобы требовалось участие губернатора. Пожалуй, именно этого мне бы и хотелось пожелать и вам, и нам. А чтобы мое пожелание реализовалось, прошу вас помнить о некоторых вещах.
Выборы выиграли именно вы и люди, жители Подмосковья, которые за вас проголосовали. А вовсе не главы районных администраций, директора «казенных учреждений», крупные работодатели, которые наверняка бодро отчитались о достигнутых результатах: процентах явки и правильно голосующих избирателей на вверенных им территориях и объектах.
Вас завертит в череде совещаний, вы будете решать важнейшие, судьбоносные вопросы. Решения, как водится, будут непростыми. И за этой цветущей сложностью, за бумагами и цифрами очень часто забывается то, что писатели-фронтовики называли окопной правдой, то есть правдой простых, рядовых людей. И это не хорошо и не плохо. Такова жизнь. Никто — ни главы проектных институтов, ни «инвесторы», ни руководители подрядчиков, ни ваши собственные замы — об этой правде и думать не будут. У них есть своя правда. Им эта рамка не нужна. Она нужна нам. Тем, которые не могут попасть на градостроительные советы и совещания, а просто тихо недоумевают, почему, например, при огромном строительном проекте нельзя открыть маленькую дорожку рядом, закрытую для какой-то надобности сто лет назад, чтобы хоть на четверть часа сократить время стояния в пробке, вызванной этим миллиардным мегапроектом. Почему к новорожденному не заходит патронажная сестра, если глава департамента здравоохранения взахлеб рассказывает про 20 штук томографов, закупленных за большие деньги.
Нужно понимать, что развитие, которое декларируется всеми кому не лень, должно всё же иметь какую-то определенную цель, а не являться действием ради действия. Бери больше, кидай дальше. Освоить миллиард круче, чем освоить 500 млн. Например, вполне легитимная цель — сделать Подмосковье стопроцентным сателлитом мегаполиса и разделить его напополам на спальные районы и складские площади. Инструментарий понятен: и строительство кучи 6- и 8-полосных хорд для фур, вокруг которых вырастут склады, отчуждение земель под логистические центры, многоэтажную застройку и пр.
Но если вы, как и мы, видите Подмосковье самостоятельным регионом, а не обслуживающим довеском к столице, перевалочным пунктом для ашановских товаров и спальным мешком для гастарбайтеров и несильно успешных столичных работяг, то и задачи такого развития должны быть другими. Жители Подмосковья хотят жить спокойно и удобно, гулять в парках и лесах, растить детей, водить их в детский садик и школу, а не пробираться между снующими фурами на шоссе или обходить заборы с колючей проволокой, окружающие промзоны. Арифметика проста: три двухполосные дороги лучше по пропускной способности и удобнее для жителей, чем одна шестиполосная, малоэтажная застройка делает поселение уютней и удобней, нежели бетонные коробки-муравейники, подземный ж/д-переезд или эстакада на старой дороге важнее и полезнее, чем целая новая дорога, которую планируют проложить миллиардов так за 20 прямо по живому — по домам, поселкам. Притом что с вертолета или на макете новая дорога эта выглядит дивно как логично и уместно. С вертолета людей вообще не очень видно.
Развитие и «объем» (этажность домов, полосность дорог, количество нулей в смете) — это разные категории, а не синонимы, как представляется большинству. Развитие подразумевает еще и качество жизни. И сохранение исторического облика, и уважение к сложившейся территориальной и социальной структуре поселений.
Я не предлагаю радикальных подходов, не стоит поднимать автобаны над землей ради освобождения путей миграции редких улиток, не стоит сносить шоссе, как в Америке, ради сохранения исторического вида из окна, но какой-то баланс с интересами жителей соблюдать просто необходимо.
И вот тут я подхожу к самой проблемной теме. К величайшему искушению для власти. Дело в том — и пожалуй, это самое главное, — что реально не существует ни одного механизма легального согласования мнения местных жителей и застройщиков. Общественных слушаний по отдельным объектам не предусмотрено — и это позволяет идти на волюнтаристские действия. Одобряется или не одобряется формально только принципиальный стратегический план развития территории. Причем одобряется он советом муниципалитета, а не жителями, которых эти инициативы могут затронуть.
Пока любые попытки найти конструктивный диалог сводятся к следующему:
— А для кого вы это (дорога, склад, 25-этажный дом) строите?
— Как для кого? Для людей.
— А мы что, не люди?
Этот вопрос, как правило, повисает в воздухе. А пока он в этом воздухе висит, приезжают бульдозеры и начинают свое дело. Очень бы хотелось, что в новом Подмосковье, Подмосковье Воробьева, это было не так.