Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали небольшой дождь с грозой в Москве 22 апреля
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Наука и техника
«Белый графит» поможет электрокарам ездить втрое дольше
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Мир
Генсек ООН выразил соболезнования в связи со смертью папы римского Франциска
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Более 2 тыс. пользователей пожаловались на сбои в работе Telegram
Экономика
Счетная палата раскритиковала «Почту России» за задержку пенсий
Армия
Для спецназа ВМФ разработан подводный буксировщик
Происшествия
В Саранске сотрудники МЧС ликвидировали возгорание сухой травы на площади 4 га
Экономика
Индекс доллара опустился ниже 98 пунктов впервые с 31 марта 2022 года
Экономика
Гаджеты в России подешевели на 10-20%

Когда оркестр прикажет быть героем

Даниэль Баренбойм и Берлинская государственная капелла сыграли в честь 180-летия Михайловского театра
0
Когда оркестр прикажет быть героем
Фото: ИТАР-ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Санкт-Петербурге впервые в своей дирижерской карьере выступил выдающийся музыкант Даниэль Баренбойм, представивший свой не менее выдающийся коллектив — Берлинскую государственную капеллу, она же оркестр Берлинской оперы. Два концерта маэстро (автор этих строк побывал на первом) открыли программу торжеств в честь 180-летия Михайловского театра.

Для выступления в Северной столице Баренбойм выбрал музыку двух Рихардов — Вагнера и Штрауса. Оба автора не только занимают почетные места в композиторской табели о рангах, но и имеют непосредственное отношение к берлинскому оркестру, ведущему свою родословную с 1570 года. Вагнер предоставлял ему право первого исполнения своих сочинений и сам вставал за дирижерский пульт, а Штраус в течение 14 лет был его музыкальным руководителем и главным дирижером. 

Кроме того, мировая премьера одного из исполненных сочинений — «Вступления и Смерти Изольды» — состоялась в Санкт-Петербурге, в 1863 году: таким образом, можно считать, что в Михайловском отметили 170-летие знаменитого концертштюка.

Оркестранты, расположившиеся на многоярусном станке, почти слились с черным декором сцены — лишь на верхних ярусах молниями сверкала начищенная медь. Среди зрителей был замечен гендиректор Большого театра Владимир Урин. Маэстро Баренбойм быстрым шагом прошел через оркестр, утвердился на подиуме и дал знак к началу увертюры «Нюрнбергских мейстерзингеров» — сочинения, которое Вагнер называл единственной своей «веселой» оперой.

Восходящая маршевая тема, символизирующая песенную мощь нюрнбергцев XVI века, прозвучала не безоглядным утверждением, а открытым вопросом, да и в дальнейшем маэстро сохранял рассудительное спокойствие, сдерживая порывы оркестра. Последний, казалось, готов был разогнаться, словно болид, но повиновался малейшему желанию пилота. 

Впрочем, с технической точки зрения исполнение было великолепным: в сложнейших контрапунктических переплетения тем, которыми Вагнер охарактеризовал вокальное братство вольных бюргеров, каждый лейтмотив выглядел предельно отчетливо — как объект на рельефной карте. 

Публика, привыкшая к безудержному Вагнеру маэстро Гергиева, коротко-сухо похлопала и с некоторым скепсисом приготовилась слушать «Вступление и Смерть Изольды» из «Тристана и Изольды» — этого, по словам композитора, «памятника», где «все, от первого до последнего штриха, насыщено любовью».

Однако уже первые такты, проведенные солирующими виолончелями на тончайшем пианиссимо, дали понять — сокрушительно-разрушительной страсти не будет. Путешествуя в волнах бесконечной вагнеровской мелодии, маэстро предпочтет безоглядную эмоциональность строгому расчету, экстатическую порывистость — рациональной красоте структуры, а остальное дорисует слушательское воображение. Так, к восторгу гурманов, и случилось. Впечатлительные петербуржцы, следуя совету любимого Вагнером Шопенгауэра — «ценен намек, а не пояснение», легко домыслили перипетии «Смерти в любви» (Liebestod — оригинальное название сочинения).

Но подлинный триумф ожидал Даниэля Баренбойма со товарищи во втором отделении, где была сыграна «Жизнь героя» Рихарда Штрауса. В соответствии с пожеланиями публики позапрошлого столетия маэстро поставил это произведение на финал — чтобы те, кто не в силах вынести 40-минутный панегирик композитора самому себе, могли безболезненно покинуть зал. К чести посетителей Михайловского, почти все остались.

«Я нахожу себя не менее интересным, чем Наполеон или Александр Македонский», — опрометчиво сообщил Штраус не склонному к иронии писателю Ромену Роллану, с чьей легкой руки и пошел слух, что эта музыка преисполнена «героическим презрением» вкупе с «героическим опьянением». 

На самом деле «Жизнь героя» — очень трезвое и очень остроумное произведение в шести эпизодах (герой, его враги, его подруга, его борьба — с критиками, его мирные труды и его удаление от мира), мастерски написанное для огромного состава.

Маэстро ни на шаг не отошел от авторской концепции — в его интерпретации предстала подлинная жизнь героя, с той поправкой, что герой этот — оркестр во всем его многообразии и с ярко выраженными театральными амбициями.

По ходу «пьесы» каждое соло или тутти приравнивается к выходу персонажа или массовки, а композиторские ремарки, годные для сцены («весело», «легкомысленно», «нежно», «несколько сентиментально», «игриво», «любовно», «пылко», «гневно», «сварливо», «скрипуче» и т.д.), отрабатываются по максимуму.

При этом каждый исполнитель исключительно хорош, а солисты — прежде всего Вольфрам Брандль, исполнивший сверхвиртуозную партию скрипки, — просто блистательны. Ну и, разумеется, в этой «Жизни героя» есть всем героям герой — маэстро Баренбойм, легко, изящно, без каких-либо видимых усилий собравший целостную музыкальную картину. 

В ответ на бурные аплодисменты маэстро дал бисы — «Грустный вальс» Сибелиуса (вздохи в публике) и — в знак уважения к театральному залу — полонез из «Евгения Онегина». Последний, сыгранный в стремительном мазурочном темпе, завершился стоячей овацией и, надо думать, глубокими раздумьями гендиректора Михайловского театра Владимира Кехмана. Юбилейным торжествам задана очень высокая планка, как бы ее не сбить.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир