Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

«Зритель боится, что он купит билет в кино, а развлечения не будет»

Режиссер Валерий Тодоровский — о том, почему он снял сериал про 1961 год и почему в России не принимают «социальное кино»
0
«Зритель боится, что он купит билет в кино, а развлечения не будет»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В октябре «Первый канал» покажет 12-серийный фильм Валерия Тодоровского «Оттепель» — о хрущевских временах. Для Тодоровского это первый опыт сериального производства в качестве режиссера, до этого он занимался телепроектами в качестве продюсера. С дебютантом встретился корреспондент «Известий» Михаил Верещагин.

— Каждая из ваших режиссерских работ была мегауспешной, но последняя — «Стиляги» — вышла четыре года назад. С чем связан столь долгий перерыв в режиссерской работе?

— У меня был нормальный естественный перерыв, как у любого человека, который устал. «Стиляги» был для меня тяжелым фильмом. Мюзикл оказался очень сложным жанром, о чем, вообще-то, известно, но для меня было новостью. Затем я в какой-то момент думал, что мне делать дальше, а потом сделал новый, достаточно неожиданный для себя ход — снял сериал. Я всегда хотел снять сериал. Не делал этого только потому, что у меня не было идеи, а потом — сценария, ради которого стоило пойти на эту Голгофу. Но вот такая идея и такой сценарий появились, я это сделал — закончил 12 серий, которые выйдут под названием «Оттепель», и я на сегодняшний день счастлив: это оказался очень важный для меня фильм. 

— Какие еще эксперименты хочется совершить?

— Я уже совершил эксперимент — снял 12 серий.

 Это подвиг?

— Для меня это был практически подвиг. Я не занимаюсь изобретением для себя каких-то новых экспериментов. Это происходит как-то естественно. Не то, что я сижу и думаю: так, что бы сейчас такое мне выдать? Я сейчас достаточно опустошен и, честно говоря, не очень напрягаюсь на тему, что я буду делать дальше. Посмотрим. 

— «Оттепель» рассказывает о временах молодости ваших родителей. Среди героев картины — много людей искусства. Если бы вы снимали аналогичный фильм о нашем времени, какие поэты, режиссеры, артисты, художники стали бы его действующими лицами?

— Надо, чтобы прошло еще лет 50, тогда станет понятно, кто бы мог быть неким вдохновителем этой истории. Я снимал про 1961 год, потому что есть уже огромная дистанция и на те события можно взглянуть уже совсем со стороны. Я не снимал фильм про конкретных людей. Я брал какие-то архетипы. Поэтому там нет конкретных имен и фамилий. Эти люди — фантазия. Вот и все.

— Жизнь какого своего героя вам было бы интересно прожить?

— Мне не хотелось бы прожить ничью жизнь, кроме своей. Никаких «героев». Мне вообще даже непонятен этот вопрос. Потому что я снимаю фильмы. Мои герои в них проживают какую-то часть моей жизни. Я их наделяю своими собственными мыслями, чертами и проблемами. Я им это отдаю. Было бы странным, если бы я хотел поменяться с ними местами и прожить их жизнь. Нет.

— Как вы любите отдыхать? 

— Очень просто, ничего такого нового. Конечно, самый большой кайф — просто поваляться с книжкой или посмотреть новое кино. Особенно когда выходит что-то действительно хорошее, и ты особенно этого ждешь — знаешь, например, что вышел новый Тарантино.

 Вы смотрите кино в кинотеатре? Или на большом экране дома?

— Я по-разному смотрю. Я хожу в кинотеатр с удовольствием. Но если вдруг я что-то пропустил, допустим, на съемках был — вот сейчас снимал «Оттепель» пять месяцев, по 14–16 часов в день, тогда я достаю диск и смотрю дома этот фильм.

 Можно узнать название книги, которая сейчас лежит у вас на столе? 

— У меня обычно так — лежит сразу десять книг, и я их читаю параллельно с разных мест. Иногда старое что-то, любимое, иногда что-то новое. Иногда я захожу в книжный магазин, раз в два-три месяца, и вдруг вижу — вышли какие-то невероятные мемуары, или детектив, или писатель, которого я давно хотел прочитать. Я это все набираю, кладу у себя рядом с диваном и дальше начинаю читать. Я с детства читаю книжки, мне без этого было бы сложно. 

Вы родились в Одессе. Какие воспоминания связаны у вас с этим городом? 

— У меня прекрасные воспоминания. Детство в таком городе, как Одесса, — прекрасное детство. Это море, друзья, двор, соседи. Это солнечный город. Когда я приехал в 10-летнем возрасте в Москву, самым большим ударом было, что солнца мало. Но всю свою сознательную жизнь я прожил в Москве. Никакой я не одессит. Хотя ощущение «родного», когда я приезжаю в Одессу, осталось. 

— Совпадали ли ваши оценки киноработ с оценками вашего отца?

— У нас они часто совпадали, иногда — не совпадали. У нас были абсолютно естественные живые отношения, в которых люди могут вместе что-то любить или по отдельности что-то не любить. Близость, конечно, у нас была человеческая. Поэтому часто нам нравилось и не нравилось одно и то же. 

— Ваш отец не раз говорил, что кино должно быть честным. Как вы считаете, сегодня в кино время правды, заигрываний с реальностью или киноиллюзий?

— Я не знаю, что за время сегодня. Я знаю, что есть серьезные художники, которые делают серьезное кино. Я знаю, что есть кино развлекательное, зрительское. Есть разное кино. Думаю, что единственная особенность нашего времени — серьезный крен в сторону коммерческого. Но это такая неизбежность — люди идут в кинотеатры развлекаться. С бесконечными причитаниями, что российское кино находится в страшном кризисе и катастрофе, я не очень согласен. Об этом говорили всегда, при этом в год три, четыре, пять хороших фильмов у нас делается. А если вы посмотрите на окружающий нас мир, на ту же очень процветающую в смысле киноиндустрии Францию, там тоже три-четыре хороших фильма в год. Остальное все абсолютная шелуха. Так что не так все плохо у нас. 

Есть ли режиссеры, с которыми вам как продюсеру было бы еще интересно поработать?

— Конечно, есть. В России большое количество талантливых людей, с которыми я не работал никогда. 

— Некоторые картины критики относят к так называемому фестивальному кино. Это определение? Откуда и когда оно появилось?

— Такое разделение, безусловно, было всегда. Было кино как искусство и кино как развлечение. Думаю, со временем различие между ними становится только глубже. При этом мы понимаем, что «фестивальное» кино — почти всегда не очень «зрительское». А то, что «зрительское», — совсем не «фестивальное». Ну и что? Такова жизнь. Это было и 20, и 30, и 50 лет назад. Вообще, мне всегда хотелось сделать кино, которое бы каким-то невероятным образом это совмещало. То есть я хотел всегда и хочу сейчас делать фильмы, которые относятся к понятию «киноискусство» и при этом доступны широким кругам зрителей. Но это очень трудный путь. Иногда это получается. Иногда — нет.  

— Можно ли говорить, что в авторском кино сегодня есть повышенный интерес к социальным драмам? Какие последние работы в этой сфере вы можете выделить?

— Мне кажется, что было сделано несколько очень сильных фильмов за последнее время. Это и «Долгая счастливая жизнь» Хлебникова, и «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой, и фильм «Жить» Сигарева, который я не отнес бы к социальной драме, к высокой трагедии скорее.

Алексей Балабанов?

— Про Балабанова вообще говорить нечего. Я думаю, что все уже, классик он. Я говорю это к тому, что есть хорошее кино, есть серьезное кино. А что касается социальности, мне кажется, что у нас ее мало, не хватает. Что такое социальное кино? Это некая рефлексия — людям дают возможность увидеть себя со стороны, увидеть страну, в которой мы живем, увидеть, куда мы движемся. В нормальном обществе всегда существовало и существует социальное кино. К сожалению, это опять проблема, не очень его принимают зрители. Зрители говорят в этой ситуации: знаете, мы заплатили деньги не для того, чтобы нам рассказывали, как все тяжело и плохо. Мы пришли, чтобы посмеяться, расслабиться, посидеть с девушкой, поесть попкорн. 

— Есть темы, которых боится сегодняшний зритель?

— Зритель не боится никаких тем. Мне кажется, он боится разочароваться. Зритель хочет, чтобы его развлекали. Желательно, чтобы развлекали мощно, чтобы развлекали богато, чтобы развлекали чисто, не замутненно ни одной мыслью. И чего зритель боится? Что он придет, купит билет, а развлечения не будет.

Будет вынужден уйти и попкорн не доест?

— Да. А больше ничего зритель не боится. Вот и все.  

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир