Open Cinema заготовил «фондю» из короткометражек
В Санкт-Петербурге открылся IX фестиваль Open Cinema, один из ведущих российских форумов короткометражного кино и анимации.
Актуальность фестиваля не подлежит сомнению, особенно если учесть, что современное искусство вообще стремится к предельной краткости высказывания. В этом смысле не случайны и возродившийся интерес к искусству плаката, и энергичные ритмы большинства фестивальных спектаклей, и появление в том же Петербурге фестиваля «Короче!», представляющего сценические опусы длиной не более 10 минут. Время требует от художника умения мыслить емко.
— Сознание нынешнего зрителя во многом сформировано рекламой, СМИ, интернетом и, в частности, роликовой структурой YouTube, — сказал «Известиям» режиссер и сценарист Андрей Некрасов, вошедший в состав фестивального жюри. — И для кого-то понятие «краткий метраж» связано прежде всего с масскультурой. Хотя условия короткого формата могут привести к удивительным творческим результатам. Почему молодым кинематографистам так важно учиться снимать короткие фильмы? Это вырабатывает особые принципы мышления. Ведь хороший получасовой фильм длится столько не потому, что денег не хватило и пришлось сжать двухчасовую ленту. В получасовом кино изначально все иное: и сюжет, и персонажи, и образы.
Фестиваль знакомит зрителей с авторской режиссурой, пусть слово «артхаус» и не вынесено в заглавие форума.
— Одна из главных целей Open Cinema — популяризация авторского кино, — рассказала «Известиям» директор фестиваля Тамара Ларина. — Поэтому традиционно форум открывается на пляже Петропавловской крепости, на территории заведомо демократичной. Важно создать атмосферу праздника: здесь выступают коллективы, работает игротека, показывают короткометражки в режиме нон-стоп. К этой атмосфере тянутся в том числе люди, мало представляющие, что такое авторское кино. Они если и ходят в кинотеатр, то на голливудские блокбастеры — и непременно накупив попкорна. А фильмы, увиденные на пляже, расширяют их кругозор.
На пляже Петропавловки в течение двух дней показывают наиболее смотрибельные авторские короткометражки. Те, кто заинтересовался этим видом кино и захотел познакомиться с более сложными и стилистически изощренными образцами, смогут сделать это, переместившись в кинотеатр «Родина». Там с 4 по 8 августа в разных залах будут показывать конкурсную программу. По окончании фестиваля жюри вручит четыре награды в области короткометражного кино: за лучший игровой, анимационный, неигровой и экспериментальный фильмы. Среди участников как начинающие режиссеры, так и признанные мастера. Особая интрига — мировая премьера 14-минутного фильма Павла Семченко «Подпись» с участием Михаила Шемякина, Вячеслава Полунина и Антона Адасинского.
Организаторы форума сравнили составление программы с приготовлением ужина, с каждым годом меняющего национальный оттенок. В прошлом году программа представляла испанское кино и называлась «паэльей». Фирменное блюдо нынешнего фестиваля — «швейцарское фондю». Помимо показов швейцарских кинокартин состоится встреча с некоторыми их создателями, а также ретроспектива фильмов Макса Филиппа Шмида.
— Феллини говорил, что снять короткий метр гораздо сложнее, чем полнометражное кино, — заметила Тамара Ларина. — Краткий формат воспитывает чувство меры, ритма и времени.
Поэтому приз фестиваля, вручаемый в четырех категориях, называется «Управляй временем» и представляет собой песочные часы авторской работы с регулятором потока песка.