«Решение по составам «Онегина» мы утверждали совместно с Филиным»


Прима-балерина Большого театра, народная артистка России Светлана Захарова отказалась от участия в балете «Онегин», премьерой которого ГАБТ закрывает свой 237-й сезон. Поводом для отказа послужила очередность составов — вместо выступления в привычный для себя первый день премьерного блока балерина должна была исполнить роль Татьяны Лариной во второй. По информации «Известий», г-жа Захарова сочла, что на постановщиков спектакля оказало давление руководство Большого балета, продвигающее «своих» артистов. «Известия» обратились за комментарием к руководителю постановочной группы, худруку Штутгартского балета Риду Андерсону.
— Объявляя об отказе Светланы Захаровой танцевать в «Онегине», представительница ГАБТа отметила, что у театра «нет возможности влиять на выбор артистов и все составы определяют постановщики, в частности руководитель Штутгартского балета Рид Андерсон». Однако в февральском интервью «Известиям» худрук Большого балета Сергей Филин, отвечая на вопрос о ходе подготовки к премьере, сказал: «Окончательно утверждать список артистов будем я и Рид Андерсон». Как было на самом деле?
— Я принимал решения, обсуждал их с Сергеем Филиным, и мы совместно их утверждали.
— Контактировали ли вы с Сергеем Филиным во время подготовки «Онегина»?
— Да.
— Сергей Филин покинул Москву в феврале и более сюда не возвращался. Весной вы привезли на гастроли в Москву Штутгартский балет и дали интервью нашей газете. Говоря о подготовке к «Онегину», вы сказали, что в январе провели кастинг и сейчас, в конце апреля, уже идут репетиции, но вы в них участия не принимаете. С тех пор вы в Москву не приезжали. Вы утвердили составы и их очередность, не видя танцовщиков в деле?
— Когда я приезжал знакомиться с труппой несколько месяцев назад, то успел посмотреть всех танцовщиков. Потом в Москве остались мои ассистенты, которые разучивали с ними балет. На основании их репортажей и отчетов все составы были определены окончательно. Я же буду в Москве всю следующую неделю на финальных репетициях. И еще — я видел многих танцовщиков Большого в других постановках, поэтому имею представление о некоторых из них.
— У Большого театра есть определенные традиции, в частности, первый спектакль премьерного блока, как правило, танцуют примы и премьеры. Когда вы переносите балеты Крэнко, считаетесь ли вы с традициями компаний?
— Мой главный приоритет — чтобы балеты Крэнко точно ставились, репетировались и исполнялись. Я не принимаю в расчет никакую иерархию ни в одной компании. Так что артистам приходится идти на компромиссы во имя сохранения обликов балетов Джона Крэнко. Я отобрал артистов так, как посчитал нужным для наилучшего исполнения их партий. Светлана Захарова вошла в этот кастинг. Если же традиции Большого театра подразумевают, что какой-либо танцовщик может потребовать поставить его в первый состав или вмешиваться в решения кастинга, тогда — нет, я не придерживаюсь этих традиций. Мое понимание традиций Большого театра — независимого от номера состава и ранга танцовщика — следующее: абсолютно все танцуют с полной отдачей и полным использованием собственных артистических возможностей, с абсолютным уважением к видению хореографа и на высочайшем уровне качества.
— Случались ли подобные скандалы в ваших постановках наследия Крэнко?
— Нет, никогда. Но и здесь я не считаю происшедшее скандалом.