Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летей давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Поле битвы — сердца зрителей

Политолог Борис Межуев — о том, может ли кинематограф игнорировать интеллектуальный класс
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Здесь дьявол с Богом борются, а поле битвы — сердца людей, писал Достоевский. Может быть, где-то они еще и борются, но, похоже, в европейском кино дьявол победил окончательно. На финишировавшем в воскресенье Каннском фестивале были представлены картины всех мастей. Маститый кинорежиссер наконец раскрыл тайну своего давнишнего пристрастия к прародителю тьмы и представил на суд жюри свою картину «Венера в мехах», в которой в качестве роковой женщины снялась его красавица-жена, один раз уже махавшая хлыстом в драме «Горькая луна». В другом фильме показана, в духе новых французских законов, любовь школьницы к более взрослой художнице. В третьей картине милая и симпатичная девушка удовольствия ради продает себя за деньги. В четвертой речь идет о романе известного пианиста и его молодого поклонника. В конкуренции половых перверсий, однако, победила лесбийская любовь.

Едва ли отечественный зритель устоит от соблазна своими глазами посмотреть всё это кинопроизводство, снятое самыми передовыми режиссерами планеты.

Любопытно, что именно в разгар каннского пиршества страстей российский президент, обратившись к проблемам кинематографии, вновь призвал к разработке этического кодекса для отечественного кино, приведя в пример действовавший в Голливуде в 1930–1950-е годы так называемый кодекс Хейса. Напомню, что этот кодекс, введенный по настоянию Американской ассоциации кинокомпаний, который возглавлял республиканец Уильям Хейс, включал в себя целый ряд жестких моральных норм. Недопустимо было издеваться над чувствами верующих, оскорблять религию, подрывать ценность брака, рекламировать наркотики. Не могло быть и речи об откровенном изображении постельных сцен, не говоря уже об изображении нетрадиционного секса. Кодекс действовал неформально, фильмы, нарушающие его, можно было снимать, но их никто бы не пустил в большой прокат. В 1960-е, когда Америку, как и весь мир, потрясла сексуальная революция, кодекс естественно сам собой ушел в прошлое. Хотя, надо признать, в Голливуде какие-то кодексы еще неформально действуют: подрывать ценность брака там до сих пор не принято, хотя так же не принято сомневаться в том, что однополый брак чем-то хуже гетеросексуального. Канн, конечно, намного прогрессивнее Голливуда — там уже можно и нужно всё.

Введение любого кодекса в этой ситуации означает только то, что особым вниманием и популярностью будут пользоваться произведения, этот кодекс нарушающие. Если фильмы вызывающего содержания не пойдут на широкий экран, люди будут их смотреть на DVD. Если не на DVD, то в интернете, скачивая модные новинки на торрентах и т.д. Следует помнить, что кино — это искусство тоталитарное, оно родилось в тоталитарную эпоху и своим существованием доказывает, что тоталитаризм — явление не временное, а непреходящее. Тоталитаризм всегда с нами, пока мы в кинозале, пока мы просто смотрим и то, что мы видим, будит в нас соблазн потаенного и вытесненного желания. В этом смысле запрещать действительно бессмысленно, потому что разбуженное желание нельзя запрятать внутрь. Если уж оно пробудилось, оно должно быть как-то отражено искусством, хотя бы с целью его преодоления и вытеснения.

Страсти можно противопоставить только страсть. То современное отечественное кино, которым по праву может гордиться наша нынешняя власть, потому что это кино является одним из зримых достижений конкретно нулевых годов, — как правило, пронизано одной важнейшей страстью: страстью к победе и успеху. Эта та страсть, на которой держится вся постсоветская Россия. Она наиболее зрима в картинах о спорте: отмеченная президентом «Легенда 17» — самый яркий тому пример. Нулевые придали этому желанию победить любой ценой коллективный и, соответственно, патриотический подтекст. Да, мы жалки, слабы, немощны, но вот мы напряжемся — и тогда заткнем за пояс всех. Этот пафос национального успеха лежит в основе и бесспорных удач типа «Перегона» и «Космоса как предчувствия», и фильмов проходных типа обоих «Дозоров», и бесконечных невзыскательных патриотических сериалов последнего времени.

Проблема только в том, что все эти победы и удачи почти всегда относятся к нашему славному прошлому: военному, космическому, спортивному. А в настоящем у нас, пожалуй, имеются только героически гибнущие оперуполномоченные. Это в лучшем случае. В худшем — героически гибнущие от их рук представители организованной преступности. И, в общем, это всё. Интеллектуальный зритель, увы, полностью завоеван Каннским фестивалем. Ну не станут же интеллектуалы обсуждать на полном серьезе сериалы со второго общенационального канала?

Та страсть, которая потеряна нашим искусством и которая представляет собой столь же мощную силу, как и страсть к победе, это то, что пророк постмодернистской Франции Мишель Фуко с отвращением назвал «волей к истине». Эта та сила, которая требует от ученого отказаться от суетной и полной страстей жизни и уйти до конца дней в свою исследовательскую лабораторию, это та сила, которая заставляла героев «Девяти дней одного года» рисковать здоровьем и жизнью ради открытия источника дешевой энергии. Но в конце концов та же самая страсть увлекает Индиану Джонса на поиски Хрустального черепа, а Шерлока Холмса вырывает из скуки уютной квартиры на Бейкер-стрит для расследования загадочных и зловещих  преступлений. Исчезновение детектива как престижного кинематографического жанра — частично следствие исчерпанности сюжетных ходов, но частично результат падения престижа интеллектуального класса. Стреляющие опера — люди героические, но Холмса, Мегрэ и Пуаро они не заменят.

Российский кинематограф в законной любви к воинам и спортсменам немного забыл об интеллектуале, необязательно кабинетном ученом и рассеянном профессоре, но о человеке «воли к истине», своего рода Фаусте наоборот, предпочитающем познание сути жизни приобщению к ее удовольствиям. А вот хитрый европейский кинематограф — он и об этой столь же непобедимой страсти человека не забывает. Выходят десятки картин о разных профессорах, доцентах и молодых практикантках, которые при раскопках, в ходе научных исследований или вообще случайно натыкаются на какую-нибудь рукопись, которая полностью разоблачает официальное христианское учение. И тут появляются фанатичные представители церкви и начинают свои злодеяния.

Постхристианская Европа присваивает себе интеллектуальный класс. Вы можете себе представить картину на том же Каннском фестивале с таким сюжетом: ученый в ходе генетических исследований вдруг обнаруживает, что Христос действительно воскрес, человек не произошел ни от какой обезьяны, а однополое соитие ведет к каким-то нехорошим болезням? Лично я не могу. Но я не могу представить ученого как положительного героя и в российском кинематографе, в котором в основном восхваляются наши прошлые спортивные победы и военные свершения. Увы, битва-то сегодня идет не на хоккейном льду и даже пока, слава Богу, не на полях сражений. Битва идет в каждом кинозале, в котором сидят и жуют поп-корн люди, оторвавшиеся на время от станка, офиса, научной кафедры. И эту битву нам придется выигрывать у хитрого, очень хитрого противника.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир