Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Татарстане произошло возгорание в СНТ «Березовая грива» из-за лесного пожара
Мир
Иностранные студенты подают иски в суды США из-за лишения их виз Трампом
Мир
Третьего чиновника Пентагона отстранили в рамках расследования утечек данных
Общество
Озвучивавший Брюса Уиллиса актер Владимир Герасимов умер на 75-м году жизни
Мир
В Британии опровергли прекращение отношений с КНР из-за давления США
Мир
В Румынии пройдут многонациональные военные учения Dacian spring 2025
Происшествия
Площадь пожара в цеху в Курске увеличилась до 17 тыс. кв. м
Мир
WP сообщила о планах DOGE использовать базу данных Medicare для борьбы с мигрантами
Общество
В МВД сообщили о длительном расследовании в отношении экс-губернатора Смирнова
Армия
Гвардии младший сержант Смольянинов восстановил поврежденную линию связи в зоне СВО
Общество
Задержан экс-губернатор Курской области Алексей Смирнов
Интернет и технологии
NYT сообщила о планах США запретить DeepSeek покупать американские технологии
Авто
Продажи новых пикапов в РФ просели только на 9% на фоне падения рынка
Общество
Путин выразил благодарность руководству ХАМАС за освобождение заложников
Общество
«Известия» подарили газеты от 9 мая 1945 года лучшим первичным организациям ветеранов
Наука и техника
В РФ создали прибор для лечения травм головы и СДВГ
Авто
Четверть россиян не имеют водительских прав и не планируют их получать

Так вместе или порознь?

По мнению ученых, в России на железнодорожном транспорте отделение перевозочной деятельности от инфраструктуры не является целесообразным
0
Так вместе или порознь?
Фото: РИА Новости
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) на днях обнародовал результаты научно-исследовательской работы «Анализ и систематизация результатов зарубежных исследований вопроса целесообразности разделения инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозочной деятельности, изучение особенностей и итогов реформирования железнодорожного транспорта за рубежом».

Работа была представлена генеральным директором ИПЕМ Юрием Саакяном в рамках расширенного заседания Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре. Это было специальное заседание, посвященное определению наиболее целесообразной модели интеграции инфраструктуры и перевозочной деятельности в рамках выполнения Целевой модели рынка грузовых перевозок.

Вопрос целесообразности разделения железнодорожной инфраструктуры и перевозочной деятельности снова стал предметом активного обсуждения. Как отметил эксперт, Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок указывает на то, что на период до 2015 года инфраструктура и перевозочная деятельность остаются интегрированными, а решение относительно целевого состояния отрасли после 2015 года еще предстоит принять.

По словам Саакяна, за последние 15 лет в мире было опубликовано большое количество научных исследований и работ, прямо или косвенно рассматривающих данный вопрос. В своем исследовании ИПЕМ изучил 25 основных работ, в которых рассматриваются железнодорожные системы стран ЕС, США, Канады, Японии, Китая, России, Австралии, ЮАР и др. При этом в большинстве работ (18 из 25) рассматриваются страны Европы, что свидетельствует о значительной актуальности данного вопроса для этого региона.

В большинстве изученных специалистами института зарубежных работ утверждается, что решение о целесообразности вертикального разделения железнодорожной отрасли следует принимать с учетом условий функционирования железнодорожного транспорта в каждом государстве и регионе. Такое мнение высказывают авторы 16 из 25 работ. А вот выводы остальных: авторы шести работ относятся к разделению негативно и только три автора считают, что решение о разделении будет целесообразным.

Стоит напомнить, что еще в 2009 году ИПЕМ выполнил работу «Теоретическая оценка целесообразности отделения перевозочной деятельности от инфраструктуры в рамках третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте». Согласно этому исследованию, при реализации мероприятия по разделению инфраструктуры и перевозочной деятельности в России негативные последствия наступят неизбежно, в то время как появление положительных последствий носит вероятностный характер и они будут слабее выражены даже при самом оптимистическом сценарии. Основным негативным последствием является предполагаемый рост затрат на перевозки грузов по сети железных дорог России на величину до 223 млрд рублей (+32%) в расчетных условиях 2007 года, считают исследователи.

Участникам заседания Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре были представлены результаты проведенного ИПЕМ сравнения показателей деятельности железнодорожных стран мира. Согласно результатам анализа, условия функционирования железнодорожного транспорта в России значительно отличаются от условий ЕС, где целевым состоянием железнодорожной отрасли является ситуация, когда инфраструктура отделена от перевозочной деятельности, но схожи с условиями стран Северной Америки, в которых инфраструктура и перевозочная деятельность интегрированы. Таким образом, мероприятия, которые имели положительный эффект при реформировании железнодорожного транспорта в европейских странах, могут принести совсем другие результаты при использовании их в условиях Российской Федерации. «Вероятность появления значительной доли новых грузовых перевозчиков на рынке при разделении инфраструктуры и перевозочной деятельности в РФ существенно ниже, чем в ЕС», – считает Юрий Саакян.

Основные выводы исследования ИПЕМ:

1. Эффективность каждой структурной модели зависит от условий функционирования железнодорожного транспорта в каждом конкретном государстве.

2. Не существует практических доказательств того, что вертикальное разделение приводит к повышению производительности и эффективности работы железнодорожного транспорта.

3. Основные недостатки вертикального разделения: отсутствие единого центра ответственности, возникновение несогласованности стимулов  инфраструктурной и перевозочной компаний, проблема распределения функций и ответственности между инфраструктурной и перевозочной компаниями в областях технологического,  эксплуатационного и экономического взаимодействия.

4. Чем больше интенсивность использования крупнейшим перевозчиком инфраструктуры железнодорожного транспорта и больше доля рынка такого перевозчика, тем более благоприятна интеграция перевозчика с инфраструктурной компанией и тем больший эффект можно получить от такой интеграции.

5. Независимая инфраструктурная компания более уязвима к кризисным явлениям в экономике и может потребовать бóльших размеров государственных субсидий, чем единый хозяйствующий субъект.

6. Поиск источников покрытия постоянных издержек инфраструктурной компании является слабым местом модели полного вертикального разделения.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир