На раз-два – изменить невозможно


Напомним, в конце прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин озвучил новые «правила игры» для грузоперевозчиков, использующих крупнотоннажный автомобильный транспорт. В целях борьбы с пробками власти разработали комплекс мер, призванных поэтапно сократить количество тяжелых грузовиков в городе, и в частности на МКАД. И вот с 1 марта 2013 года новые правила вступили в силу.
Одной из побудительных причин ограничений считается то, что в начале зимы во время сильных снегопадов МКАД несколько раз блокировалась фурами. Машины не могли заехать на подъемы и полностью перекрывали проезжую часть так, что двигаться уже не мог никто. Было немало предложений, как избежать подобных ситуаций, даже, например, в обязательном порядке «переобуть» все большегрузы в зимнюю резину. Правда, потом выяснилось, что как такового понятия «зимняя резина» для грузового автотранспорта не существует. В итоге остановились на запретительных мерах.
Правда, появившиеся в СМИ сообщения о запрете въезда грузовиков в дневное время породили волну домыслов и слухов. А что же на самом деле регламентирует постановление правительства Москвы 379-ПП? Первый этап ограничений – запрещение с 1 марта выезда на МКАД транзитных грузовиков с полной массой свыше 12 тонн. То есть если фура везет груз из Санкт-Петербурга, скажем, в Тулу, то с 6 утра до 10 вечера ей запрещено находиться на Московской кольцевой, но если пунктом назначения той же фуры значится Москва, то по объездной ей двигаться уже можно в любое время суток. «Знаки будут стоять по периметру МКАД и в пределах города. И за нарушение каждого знака положен штраф в 300 рублей», – объявил на брифинге с журналистами заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Савченко. Такие штрафы, даже помноженные на количество проездов под спешно устанавливаемыми камерами видеофиксации, не сильно останавливают грузоперевозчиков. Таким образом, жители столицы, ожидавшие немедленного исчезновения громадных фур с МКАД, оказались дезинформированными – большая часть машин продолжает свои рейсы.
Вместе с тем, как выяснилось, есть и сознательные перевозчики. По словам Сергея Собянина, «около 40% транспортников уже самостоятельно приняли решение передвигаться только в ночное время. Если перевести это в конкретные цифры, то из примерно 140 тыс. грузовиков 56 тыс. автомашин готовы принять новые условия передвижения в окрестностях столицы».
При предыдущем мэре крупные логистические операторы вывели свои склады из города в ближнее Подмосковье, вложив в новое строительство миллиарды рублей. Складские терминалы появились на удалении 5–30 км от Москвы. Многие транзитные грузы обрабатываются в Москве распределительными сетями. Подразумевалось, что грузовики будут заезжать на склады по МКАД, минуя город. Однако из-за ограничения большая часть машин въезжает туда ночью. Какие-то товары ввозят в Москву на небольших фургонах. Подготовка нового фронта погрузки-разгрузки, введение ночных смен (а работа ночью стоит дороже), привлечение дополнительных людей, перевозка неделимых грузов в ночное время влечет удорожание транспортных расходов. Естественно, какая-то часть этих расходов ляжет на конечного потребителя.
Глобальным решением проблемы организации движения большегрузных автомобилей должно стать строительство альтернативной объездной магистрали вокруг Москвы, уже получившей название ЦКАД. Предполагалось, что сначала будет простроен объезд города, а уж затем запретят въезд на МКАД. Однако ввод в строй всего лишь первой очереди ЦКАД от трассы М4 до М1 запланирован не раньше 2016 года.
А где же сегодня находятся десятки тысяч грузовиков в дневное время? Исторически сложилось, что в «лихие 90-е» водители отдыхали возле постов ГАИ и на редких охраняемых паркингах. Стоянок до сих пор не хватает, а бесплатных почти нет. Председатель Центрального совета Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов отметил, что несчастным водителям все равно придется нарушать правила дорожного движения, они будут все равно стоять там, где запрещено: заезжать во дворы, пользоваться необорудованными стоянками, обочинами.
Почти на всех основных вылетных шоссе в пределах Московской области появились знаки «Стоянка грузовиков запрещена». Поэтому фуры заполонили небольшие шоссе и соединительные дороги, где ожидают наступления 10 часов вечера. В Москве возле складов и в промзонах тоже отстаиваются грузовики. Власти проводят регулярные рейды, ловят «стояльцев» и даже эвакуируют тех, кто стоит несколько суток. Несмотря на то что объявлено о появлении в Подмосковье новых стоянок для дальнобойщиков, пока многие из этих паркингов – это куски поля или леса.
«Хотя специально для такого транспорта была организована целая сеть парковок по всему Подмосковью, сегодня они не пользуются популярностью, – обеспокоен Владимир Любимов, консультант отдела безопасности организации дорожного движения министерства транспорта Московской области. – В ожидании «разрешенного» времени водители оставляют свои фуры на обочинах». В министерстве транспорта полагают, что это связано с невысокими штрафами за парковку на обочине, и предлагают увеличить их до 3000 рублей, контролировать же факт нарушения будут автомобили-парконы.
В течение 2012 года все грузовики от 8 тонн и выше оснащаются тахографами (ранее они стояли лишь на международных фурах) – механическими и электронными «церберами», следящими за режимом труда водителя. При 8-часовом рабочем дне (а время погрузки-разгрузки не считается отдыхом) даже по Москве водитель сумеет совершить только один рейс. Если же необходимо ехать даже в соседнюю область, то машине придется вставать на 8-часовой отдых. Во многих случаях водители рискуют видеть свою жену и семью лишь раз в неделю, по выходным. Выходом станут подтасовки показания прибора.
Теоретически существует возможность получить бесплатный пропуск для въезда на МКАД. Запланировано выдать около 40 000 пропусков в Москве и 12 000 в области (кстати, в один пропуск можно вписать до 5 машин). Однако даже наличие подтверждения необходимости перевозок не является гарантией того, что чиновники сочтут их достаточными. Кроме того, для получения даже разового пропуска нужно предоставлять оригиналы документов на машину – а это означает, что у нее это будет день простоя. Естественно, уже появились предложения о продаже пропусков. Цена вопроса – около 50 тыс. рублей на год.
Есть еще один вариант – договариваться на месте. «За время действия предыдущего запрета на дневной въезд фур в центр почти никто из клиентов не хотел, чтобы груз им доставлялся ночью, – делится проблемами предприниматель-грузоперевозчик Алексей Филиппов. – И мы ездили, если был заказ, на тяжелых фурах днем, платили штрафы, перегружали из машины в машину – ведь за все платит заказчик. С новыми запретами подскочат цены – возить-то нужно будет по-прежнему!». Однако власти подняли штрафы на въезд грузового транспорта. Ожидается, что с июля сумма штрафа составит 5 тыс. рублей.
По данным сервиса «Яндекс. Пробки», пока ситуация в самые критичные вечерние и утренние часы изменилась незначительно: МКАД стоит перед съездами на основные вылетные магистрали: Горьковское, Ленинградское, Минское, Можайское, Ярославское шоссе. Из общего объема московских машин транзитные грузовики составляют лишь долю процента, и их частичное исчезновение почти не повлияло на дорожную ситуацию. Однако в прилегающих к Московской областях вдоль обочин появились стихийные стоянки, с которых в 7-8 вечера начинается движение в сторону МКАД. К 22 часам плотные колонны грузовиков забивают съезды на МКАД, и каждый вечер образуются многокилометровые въездные пробки, рассасывающиеся к часу-двум ночи. Из Шереметьево в Москву поздним вечером можно ехать два и более часа.
Многие водители в этой ситуации предпочитают все же ехать и объезжают родную столицу по Московским малому и большому кольцам, так называемым «бетонкам», удлиняя маршрут, но в любом случае выигрывая во времени по сравнению с ожиданием разрешения въезда на МКАД. Однако «бетонки» имеют по одной полосе в каждую сторону, поэтому пробки начали появляться и там.
С 1 мая 2013 года — запрещены въезд и движение грузового автотранспорта разрешенной максимальной массой более 12 тонн по МКАД с 6:00 до 22:00.
Кроме того, с 1 мая по 1 октября — ежегодно по пятницам, субботам, воскресеньям, накануне нерабочих праздничных дней и по нерабочим праздничным дням запрет действует с 6:00 до 00:00.