Стабильность – признак класса


Для компании «МАН Трак энд Бас» Россия – второй по значимости рынок после Германии. И с учетом текущей экономической ситуации в Европе эта значимость только возрастает. О том, какие задачи перед собой ставит известный бренд, «Известиям» рассказал Йорг Моммерц, глава подразделения МАН в России и странах СНГ.
В отличие от основных конкурентов, которые выступили с новыми моделями, МАН представил на рынок только рестайлинговые автомобили с двигателем стандарта Евро-6, которые пока не слишком актуальны для России. Как вы планируете удерживать свою долю рынка?
Наша продуктовая линейка построена таким образом, чтобы удовлетворять любой запрос клиента. Мы хотим быть настоящим партнером для потребителя и поэтому предлагаем надежную, стоящую вложенных в нее денег технику с отличным обслуживанием. Эта стратегия не раз доказала свою эффективность. Конечно, стандарт Евро-6 пока не самая актуальная новинка для России. Сложно, например, представить клиента в Сибири, заказывающего грузовик с таким двигателем. Но будь вы на месте клиента, что предпочли бы купить – модный грузовик «из последней коллекции» или надежную, протестированную и доказавшую свое совершенство модель? Думаю, ответ очевиден. Мы считаем нашу технику с двигателями стандартов Евро-4 и Евро‑5 именно надежным инструментом и при этом настоящим произведением технического искусства. В прошлом году мы в третий раз подряд были лидерами по объему продаж среди всех европейских производителей тяжелых грузовиков на российском рынке.
Пожалуй, самый часто возникающий упрек в сторону европейской техники – высокая цена. При этом коммерческий транспорт – по своей сути всего лишь инструмент для ведения бизнеса. Если мы говорим о грузовиках, то это стройки, монтажные и ремонтные работы, транспортировка грузов. Насколько оправданно в этом сегменте существование «люксового товара» при относительно низкой общей производительности труда?
Когда предприниматель, который хочет добиться успеха, выбирает инструмент для своего бизнеса, он не должен думать, к какой ценовой категории тот относится. Он должен решить, стоит ли этот инструмент тех денег, которые за него просят. Наша продукция отрабатывает свою цену. Конечно, грузовик – это всего лишь инструмент, но, в отличие от, скажем, лопаты, он требует обслуживания. И если мы подсчитаем общие расходы на содержание европейского грузовика, то увидим, что цены на него не завышены. Сравните технику не только по цене, а с учетом остаточной стоимости, расхода топлива и других аспектов, входящих в понятие общей стоимости владения. И тогда вы поймете, почему доля «европейцев» продолжает расти.
Многие связывают стабильное развитие сектора коммерческого транспорта в России с реализацией масштабных проектов (Универсиада-2013 в Казани, Олимпийские игры в Сочи и пр.). Снизится ли спрос на коммерческий транспорт в России после завершения этих проектов?
Безусловно, подобные проекты дают мощный толчок для развития экономики. Строятся не только новые стадионы, развивается инфраструктура, дорожно-транспортная система, появляются новые аэропорты, гостиницы, вокзалы. Но даже когда все эти события произойдут, уверен, работы в России – большой стране с большими планами – хватит на всех. У меня нет оснований ожидать падения рынка, скажем, на 50% после чемпионата мира по футболу 2018 года.
В 2011–2012 годах ситуация в Европе все еще характеризовалась как кризисная: многие производители сокращали расходы и даже закрывали производство. Сотрудники завода МАN в Мюнхене также уходили в вынужденный отпуск. Известно, что при этом расходы на НИОКР только в области коммерческого транспорта МАN составили в 2012 году €437 млн, что на €34 млн больше, чем годом ранее, а численность сотрудников, занятых в этом направлении, возросла до 5100 человек (4400 в 2011 году). Чем, на ваш взгляд, объясняется такое распределение?
Современная компания должна быстро реагировать на изменяющиеся условия на рынке, включая необходимое сокращение производства. К сожалению, последствия таких действий могут ощущать на себе и сотрудники. Расходы на НИОКР – это совершенно отдельная история, которую следует рассматривать как долгосрочные инвестиции. Вкладывать средства в исследования и инновации совершенно необходимо: мы всегда должны идти впереди рынка, чтобы быть способными удовлетворять требования клиента.
МАN – одна из старейших компаний в своем сегменте, в этом году ей исполняется 255 лет. В прошлом году МАN вошла в группу компаний VW – один из крупнейших международных концернов в области машиностроения. Не боитесь ли вы потерять идентичность бренда или вы видите в этом новые возможности?
Совершенно верно, по возрасту компания MAN даже превосходит группу VW. Мы гордимся нашим богатым историческим наследием. Не будет слишком большим преувеличением, если я сравню по значимости для всего человечества, для индустрии коммерческого транспорта изобретение двигателя Рудольфом Дизелем и полет Юрия Гагарина. И даже если бы это изобретение было единственным, которое наша компания привнесла на рынок за 255 лет своей истории, одно только оно могло бы быть источником нашей гордости. А существуют еще десятки и даже сотни значимых открытий и новых решений, предложенных и воплощенных нашими инженерами. Так что, уверен, наш бренд не затеряется.
Что для вас самое сложное и что доставляет наибольшее удовлетворение при работе в России?
Прежде всего, мне действительно нравится Россия. Я не раз бывал в Москве и раньше. Это один из самых динамичных и быстро развивающихся городов на Земле. Много позитивных изменений происходит не только в самом городе, но и во всей стране. Это то, что мне нравится больше всего. Мне интересно вести здесь бизнес. Являться лидером на рынке – это всегда сложная задача, которая не дает расслабиться или заскучать. Если же говорить о сложностях и проблемах, то я вряд ли смогу выделить что-то действительно значимое. Ну, конечно же, если не вспоминать о московских пробках.