«Алексей Балабанов привнес в наше кино крайности решений»

Алексей Балабанов — самый яркий режиссер нашего безвременья, 90-х годов прошлого века, когда кинопроката попросту не было. Говорят, что и кино тоже не было, но это не так. Балабанов точно отразил настроения этого периода. Он всегда делал картины бескомпромиссные, поэтому человеческое отношение к нему у многих было сложное.
Он был моим студентом на Высших курсах сценаристов и режиссеров, где я читал историю кино. С тех пор мы с ним периодически общались, хотя человек он неразговорчивый.
Неразговорчив Балабанов и в кино: он не любил лишних всплесков, был приверженцем жесткого стиля. Но никогда не боялся ударить по нервам зрителя. И никогда не делал этого произвольно, как бывает в фильмах ужасов.
Балабанов привнес в наше кино довольно редкие вещи: крайности решений, как морально-этических, так и художественных, безжалостность по отношению к своим героям. Он был плоть от плоти российской культурной традиции, поэтому за рубежом его хоть и знали, но не всегда адекватно воспринимали.
Балабанов сохранял бескомпромиссность вне зависимости от реакций и отзывов. Он имел смелость «дожать», невзирая ни на нападки критиков, ни на недовольство зрителей. В этом плане он был человеком принципиальным — говорил с экрана то, что считал нужным.
Несколько его картин составили эпоху. На мой взгляд, таких фильмов по крайней мере три или четыре.
Это дилогия «Брат» и «Брат-2».
«Река», которая осталась незаконченной из-за гибели актрисы (Туйара Свинобоева погибла в автокатастрофе. — «Известия»).
«Про уродов и людей», получившая у моих коллег-критиков уникальную оценку: высшую за качество и низшую за мораль — поскольку очень уж ярко показывала тот моральный кризис, в котором оказалась страна в этот период.
И «Груз 200», который лично я не считаю лучшей его картиной, но, безусловно, это фильм десятилетия.
Последняя лента «Я тоже хочу» выстроена таким образом, что сам Алексей Балабанов в ней не получает искомой свободы, ради которой совершается путешествие. Вероятно, он был человеком суеверным. Завершив это путешествие, он был морально готов к тому, что все кончится.