Россию в Канне представит «Майор»


В понедельник вечером
Каннский фестиваль объявил программу «Недели критики». Существующая с 1962
года, она стала стартовой площадкой для многих режиссеров, в том числе для Бернардо
Бертолуччи, Жака Одиара, Лео Каракса. Среди семи картин, участвующих в «Неделе
критики» в этом году, одна российская: «Майор» Юрия Быкова, произведенная на
студии Алексея Учителя «Рок». С молодым режиссером встретилась
обозреватель «Известий».
— Ваш фильм никто не
видел, кроме фестивальных отборщиков. Сюжет можете рассказать?
— Сюжет такой. Замначальника — по-старому РУВД, по-новому там очень много букв — в провинциальном
маленьком городке ранним утром узнает, что его жена, которая лежит на
сохранении в другом городе, рожает. Он, очень возбужденный, едет туда, пытается
обогнать несколько машин и насмерть сбивает мальчика, который с мамой
переходил с остановки. Пока ждут ГАИ и «скорую», он сажает эту женщину к себе в
машину, под предлогом того, что ей надо успокоиться, напаивает коньяком, вызывает
своих товарищей, и вместе они придумывают легенду: якобы она, пьяная, сама не
уследила за мальчиком, а мент ехал по правилам.
И на этом, вроде бы, можно было
успокоиться, но всю тройку друзей (одного из них, следователя, играю я)
вызывает их начальник и говорит, что легенда, конечно, замечательная, но до
суда дело не должно дойти. И вообще надо избежать какого бы то ни было шума,
огласки и пр. А потому бабу надо просто сломать и заставить подписать признание своей вины. На это
друзья реагируют по-разному. Главному герою, майору, приказ
начальника очень не нравится. А мой персонаж, наоборот, убежден, что, во-первых, приказ нельзя игнорировать, а во-вторых — что
мир делится на «своих» и «чужих». Свои — это круг друзей и коллег, а чужие —
все остальные.
В результате события начинают развиваться совершенно
непредвиденным образом, и в какой-то момент сюжет заходит в точку, когда мы уже
не понимаем, кто прав, кто виноват. Не буду рассказывать концовку, но в итоге
смысл такой: нельзя быть хорошим и положительным вообще — по крайней мере, в
нашей стране. Всегда приходится выбирать чью-то сторону. А из-за
нашего майора гибнут и свои, и чужие.
Садясь писать сценарий, я, конечно, исходил из того,
какими общество представляет себе ментов. Но, начав копать материал, понял, что
не все одним миром мазаны и что им, может быть, даже труднее, чем нам.
— То есть
материал, который вы нарыли, постепенно увел вас в сторону от намеченного
сюжета?
— Толчком к этому
фильму вообще был майор Евсюков. Такой резонанс тогда возник у этой истории, что у
меня появилось ощущение: надо сделать фильм про милиционера, попытаться понять,
что это такое. Но Евсюков — патология, а если брать серьезного человека с
какими-то моральными принципами, работающего в этой системе, действительно получается,
что им труднее, чем гражданским. Потому что их вроде моральный долг
обязывает, но система координат и обстоятельства в нашей стране не позволяют
жить в соответствии с долгом. В результате они просто закрываются от людей, объединяются
в какое-то сообщество мафиозное, потому что по-другому не выжить. И это замкнутый
круг.
В
последние месяцы работы над фильмом мне вообще хотелось создать у зрителя
ощущение, что я снимаю проментовское кино. Хотя дело, конечно, не в этом. Не
«проментовское» и не «антиментовское». Просто фильм про то, что в зоне
ответственности за свой ближний круг не существует морали. Пока живы семейные
ценности, в ортодоксальном, домостроевском понимании, не может быть
либерального общества. Либеральное общество — это когда ответственность
постороннего человека за постороннего человека. Гражданина за гражданина. А
феодальное — это когда есть моя семья, мои близкие, мои друзья и дальше по
удалению. И в какой-то момент зритель должен поймать себя на узнавании, на
ощущении: да я такой же мент, ёпрст…
— На какую степень
понимания вы рассчитываете на большом международном фестивале?
— Если фильм отобрали, значит, кто-то его понял, кому-то он показался интересным. А
вообще-то на фестивалях, даже на «Кинотавре», я себя своим не чувствую.
— У вас ведь нет
режиссерского образования? Только актерское?
— Да. Я закончил
актерский ВГИК в 2005 году. Полгода проработал в Театре Российской армии и
ушел оттуда, потому что платили мало. Потому долго работал клоуном-аниматором в
детском клубе «Яуза».
— А вы москвич?
— Нет. Я из города
Новомичуринск Рязанской области. Работая в клубе, я
потихонечку начал заниматься самообразованием. И решил поднакопить денег, чтобы
снять фильм. Я дважды поступал во ВГИК на режиссуру, надеясь, что примут закон
о бесплатном втором режиссерском образовании. Оба раза меня зачисляли, но закон
всё не принимали и я уходил. Потому что те 150 тыс. рублей, которые я скопил,
решил потратить не на учебу, а на фильм. Так появился «Начальник» (фильм стал сенсацией на «Кинотавре» в 2009 году и получил главный приз конкурса «Короткий метр». — «Известия»). На
«Кинотавре» ко мне подошли несколько продюсеров, в том числе и Алексей Учитель,
с которыми в результате мы сделали и «Жить» — мой первый полнометражный
фильм, и «Майора». Причем в «Майора» он в какой-то момент вложил свои деньги,
потому что Министерство культуры два раза подряд деньги на этот проект не давало.
— А потом все-таки дало?
— А потом студия
Учителя стала мейджором в Фонде кино, и проблема решилась.