У новой сцены широкие задачи — от обучения до культурного просвещения


15 мая в Петербурге открывается вторая сцена Александринского театра. Планировалось, что ее возглавит Андрей Могучий, однако в марте режиссер был назначен новым худруком Большого драматического театра. Корреспондент «Известий» встретился с главой Александринки Валерием Фокиным.
— Когда появился слух о назначении Могучего на пост худрука БДТ, никто до конца не верил, что Андрей Анатольевич откажется от новой сцены Александринки. Как вы это восприняли?
— Абсолютно нормально. Я понимаю, что человеку надо развиваться. БДТ — это серьезный театр, который нуждается в радикальной перемене, и я к этому выбору отношусь вполне нормально, никаких возражений у меня нет. Почему бы человеку не попробовать, если он хочет. Но если вы спросите, нарушило ли это мои планы и планы Александринки — конечно, нарушило. Раньше мы имели в виду какую-то внятную перспективу работы, теперь — нет. Но это жизнь, в ней всякое бывает.
— Как в связи с этими сложностями выстроилась работа над открытием новой сцены?
— До 15 мая он продолжает выполнять свои обязательства. В связи с тем что его главное и основное место работы — БДТ, Александринский театр заключил с ним временный договор подряда, для того чтобы он завершил подготовку к открытию. После 15 мая он будет полностью свободен для Большого драматического театра. А уже потом, в следующем сезоне, если возникнут какие-то идеи совместных экспериментальных проектов, будет в них участвовать в качестве режиссера. Но я не думаю, что у него останется на это время. А что касается совместных экспериментальных проектов БДТ и Александринки — мы также можем это рассмотреть, я в этом смысле полностью открыт для сотрудничества.
— У новой сцены в ближайшее время не будет руководителя?
— Пока не будет, но я думаю, что к началу следующего сезона, а именно к 30 августа, уже определится руководство. Трудно сказать, будет ли это один человек или некая коллегия. Все-таки новое здание это не только новая сцена, а целый комплекс, театрально-культурный центр, который будет работать по разным направлениям и программам. Он может работать под эгидой Александринки и моим художественным руководством, но я допускаю и коллегиальное управление.
— Что мы увидим на открытии новой сцены 15 мая?
— Этот день рассчитан на то, чтобы познакомить как можно большее количество людей с новым центром. Мы подробно покажем все три корпуса здания — медиацентр, школу и новую сцену. Продемонстрируем интерактивные возможности — прямую трансляцию мастер-классов на экран в фойе. Будет возможность увидеть занятия вживую. В медиацентре покажут, как работает телевизионная студия, и в конце экскурсии люди попадут на саму сцену, где увидят все ее возможности и посмотрят 30-минутный спектакль театра АХЕ. Это станет полноценной презентацией здания, не с пустыми стенами и надписями «тут у нас будет», а в наполнении. Четыре экскурсионных потока пройдут в 15.00, 17.00, 19.00 и 21.00, для того чтобы как минимум 500 человек, включая высоких гостей, смогли увидеть комплекс.
— Я слышал, что Владимир Путин будет осматривать новый центр Александринского театра 2 мая.
— Если Путин приедет 2 мая, то в рамках рабочего визита, потому что он во многом поспособствовал строительству центра. Но надеюсь, что на официальное открытие 15 мая президент также приедет, и тогда мы сможем показать ему гораздо больше.
— Судя по имеющейся информации, центр станет неким открытым культурным пространством с лекциями, выставками, спектаклями, куда можно прийти на целый день?
— Центр будет работать по программам, которые предполагают разное насыщение. Возможно, туда будут перенесены какие-то функции несчастного «ON Театра», который сейчас очень гнобят. Я готов им помогать, показывать их готовую продукцию, делать что-то совместно. На самом деле это ведь скорее центр современного искусства — именно так надо формулировать. Просто получилось, что рабочее название проекта — «новая сцена». Он начинался именно как новая сцена, но в процессе сильно расширился, потому что нам не нужна вторая площадка для повторения репертуара основной сцены, мы хотим создать гибкую форму существования.
— Какая программа у нового культурного центра сразу после его открытия?
— Театральный фестиваль «Александринский». В нем участвуют спектакли национальных театров Латвии, Чехии, Польши, продлится он до 24 мая. А потом начнется подготовка к следующему сезону, потому что в полную силу центр заработает только в сентябре.
— На какой стадии сейчас находится создание школы?
— Идет подготовка магистратуры. Надо помнить, что это будет магистерское обучение, без обычных очных или заочных форм. Сейчас Минкульт нам выделяет единицы, и если успеем, то первый набор сделаем уже в этом году. Если не успеем, то ничего страшного, на магистерское обучение не обязательно набирать в сентябре, можно и в январе 2014 года. Обучать будем режиссеров, технологов сцены, сценографов и драматургов, то есть завлитов. В итоге мы должны выйти на создание полноценной команды. (Мы попробовали подобное делать в Центре Мейерхольда в Москве.) Это рабочая группа, которая готовится для руководства репертуарными театрами. То есть, когда приходят режиссер, сценограф, менеджер и завлит, — это группа, которая автоматически приносит идею и программу и начинает менять театр. Обычно в театры назначается один человек, а здесь будет целая группа партнеров, которые знают друг друга и осознают свои цели и способности.
— За день до открытия нового центра состоится премьера спектакля «Невский проспект».
— Сейчас у нас очень сложная стадия, потому что через некоторое время мы выйдем на финишную прямую, и это всегда очень тяжелый этап. То, что получилось, — это не спектакль в традиционном представлении, это некий жест в сторону молодых, и опять же поддержка открытия новой сцены. Несмотря на то что спектакль будет играться в старом здании, по духу он будет соответствовать новой сцене. Идея спектакля — показать сегодняшний Невский проспект. Ну и, кроме того, наш посыл — подготовить возникновение новой программы, которая будет представлена в следующем сезоне. Она много возьмет из предыдущего опыта, но многое и даст сама. Наш взгляд обратится в социальную сторону, в сторону молодежи, социальных очерков и современных текстов. И «Невский проспект» — это прелюдия новой программы.
— Воплотилась ли в спектакле ваша идея, что Невский проспект объединяет всесоциальные слои — посетителей бутиков, городских сумасшедших, музыкантов, рабочих, попрошаек?
— Да, в спектакле занято около 35 актеров самых разных возрастов. Получилась достаточно пестрая картина городских очерков — и музыканты есть, и сумасшедшие... сумасшедших даже многовато, но у нас такая жизнь сегодня. В ней есть самые разные люди, даже «Гоголи», которые до сих пор попадают на Невский проспект.