Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Единый учебник по истории как исторический эксперимент

Политолог Борис Межуев — о новом вызове для российского интеллектуального класса
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Президент РФ Владимир Путин на конференции «Объединенного народного фронта» в Ростове-на-Дону вновь вернулся к теме создания единого учебника по истории. Путин сказал о необходимости введения в школьную программу некоего канонического учебника, который мог бы возвыситься над всеми индивидуальными трактовками нашей истории и снизить произвол ее субъективных интерпретаций. Это предложение вызывало незамедлительный критический отклик со стороны кудринского Комитета гражданских инициатив (КГИ), члены которого — в большинстве своем либеральные политики и эксперты — предположили, что заказчик, вероятно, «примет такой учебник, который будет воспитывать не ценности свободы и достоинства, а послушание и сервилизм».

Опасения либералов понятны. В ситуации, когда общественное сознание России безнадежно расколото на, условно говоря, «партию Кургиняна» и «партию Сванидзе», трудно представить, даже вообразить такой учебник, который мог бы угодить зараз обеим партиям и при этом не быть простым компендиумом исторических фактов. То есть такой учебник, который содержал хотя бы в скрытом виде представление о цели национальной истории и ее подлинных движущих силах, проще говоря, рассказывал бы детям, кто в их прошлом был герой, а кто — злодей. Гораздо легче предположить, что в конкурсе обязательно возьмет верх одна из партий, которая в этом случае — завладев такими ресурсами, как бюджет Министерства образования и умы детей — обязательно сомнет и сотрет в порошок другую. И едва ли у «партии Сванидзе» сегодня слишком много шансов победить в этом соревновании…

Итак, страхи либералов понятны. Но столь же понятно и стремление Путина обеспечить единообразие в преподавании истории в школах. Страна — многонациональная, огромная во всех смыслах этого слова, предельно разнородная, при этом ее население дезориентировано относительно всего, что касается места их страны в судьбе человечества. Я уже писал о том, что патриотический официоз — ужасен, но антипатриотический — еще хуже. В 1991 году многим из нас, кому за 40, казалось, что история России кончена, что на нашу землю пришла цивилизационная смерть, и надо сказать, это ощущение исчезло полностью только в последние годы. Возникло, правда, много новых ощущений и переживаний, но тем не менее совсем страшные страхи и в самом деле ушли, и было бы нелепо оставлять наших детей жить в том же состоянии исторической заброшенности и катастрофизма, в каком мы сами жили почти 20 лет.

Так что проблема вполне реальная и как будто неразрешимая. Откуда взять единство в той среде, которая безнадежно расколота на враждебные лагеря, причем у каждого из них имеется своя правда? Вот только президент произнес свои слова, как разразился очередной спор по поводу наследия «перестройки». Экс-президент СССР Михаил Горбачев, выступая с публичной лекцией, призвал Россию к новой «перестройке». Вице-спикер Госдумы, секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов заявил, что нам не только не нужна новая «перестройка», но, вероятно, была не особенно нужна и предыдущая, ибо в результате последней мы потеряли страну.

Неверов был активным участником шахтерского забастовочного движения 1989–1991 годов и хотя бы по этой причине мог бы посмотреть на «перестройку» более широко. Но нужно признать, что в его словах есть определенная доля истины.

Действительно, кончилось то прекрасное начинание распадом страны и катастрофой. Такое лучше не повторять. Но, с другой стороны, в результате «перестройки» россияне обрели гражданские свободы, а также элементы свободы политической и экономической. Глупо говорить, что это всё могло бы прийти к нам без Горбачева, само собой. Благами «перестройки» мы пользуемся до сих пор. Но в то же время не закончен и поиск оптимальной модели политической системы. А значит, уловив романтическое веяние свободы, мы пока не вступили с ней в законный брак, ограничившись бурным романом с приливами и отливами страсти, но без надежды на создание прочных отношений.

И вот как нам быть с этим раздвоением сознания? Что следует сказать детям по поводу этой самой «перестройки», чтобы не врать ни им, ни самим себе? Как вообще вместить в сознание ребенка всю сложность и противоречивость опыта XX столетия для России? Или всё же следует согласиться с подписантами обращения КГИ, что основные исторические дилеммы нужно оставить в рамках школьного курса неразрешимыми?

Я могу сказать только то, что я решил сам для себя, насколько это может быть использовано авторами будущего единого учебника — вопрос для меня открытый. Когда-то историк и публицист Георгий Федотов назвал Пушкина «певцом империи и свободы». У Пушкина, считал Федотов, эти две идеи шли рука об руку, свобода человека была неотделима от силы империи. Потом в истории России обе ценности столкнулись друг с другом, отчего, надо сказать, не сделалось лучше для адептов ни одной из них. Всякое позитивное историческое действие в России — это всегда эксперимент с неопределенным исходом по соединению этих двух важнейших задач: обеспечения мощи государства и обеспечения индивидуальной независимости.

Почти каждый из таких экспериментов почти всегда обрывался на середине, почти всегда он не приводил к какому-то устойчивому результату. Реформаторов взрывали, в них стреляли, их поносили и проклинали. Но каждый раз приходили новые государственные мужи, которые не боялись вступить на тот же путь и предложить свою собственную версию решения проблемы. «Перестройка», конечно, окончилась катастрофой. Что не означает, что она прошла бесследно и не оставила желание ее повторить. Конечно, с более благоприятным исходом.

Я думаю, нужно назвать дело создания единого учебника по истории «пушкинским проектом». И реализовывать этот проект следует так, чтобы он привнес в нашу болезненно издерганную культуру даже не внутренний мир (который утопичен и невозможен), но забытое чувство общей интеллектуальной работы «поверх политических барьеров». Это был бы учебник по истории великого эксперимента — эксперимента соединения индивидуальной свободы и государственного величия, участниками которого могут считаться на равных цари и революционеры, консерваторы и прогрессисты, комиссары и белоэмигранты. И сам такой учебник станет отличным экспериментом на то, насколько серьезным и ответственным сегодня является наш интеллектуальный класс. Превратился ли он окончательно в скамейку запасных для участия в программах «Суть времени», «Поединок» и «Судите сами» или еще на что-то способен?

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир