Когда чужой – свой


Об автомобильном лизинге российский рынок знает не понаслышке, но по-прежнему традиционные схемы приобретения авто с помощью банковского кредита заметно склоняют чашу весов в свою сторону. И все же какие акценты в сфере реализации новых автомобилей, в том числе для корпоративных клиентов, расставляет на рынке приход на лизинговое поле новых сильных игроков?
Для меня очевидна следующая тенденция: на автомобильном рынке России с приходом новых лизинговых компаний будет происходить частичное поглощение традиционного продукта – банковского кредита. Или по меньшей мере развитие лизинга станет дополнительным драйвером роста продаж транспортных средств. Многие дилерские компании, например с помощью партнеров, сейчас работают по такой схеме реализации машин, при этом в основном используется вариант финансового лизинга. Мне же кажется, что наиболее перспективным является оперативный лизинг. Он может предоставляться как для индивидуальных предпринимателей, так и для корпоративных автопарков.
По данным исследования компании CSA, в России спрос на оперативный (операционный) лизинг в течение ближайших трех лет составит 33% (от всего объема корпоративных автопарков). Такой широкий пласт клиентов, как частные автолюбители, пока сегодня не рассматривается: есть определенные сложности для развития бизнеса в этом направлении, прежде всего ввиду отсутствия необходимой законодательной базы. Сегодня в Российской Федерации контракты, по сущности являющиеся операционным лизингом, заключаются в виде договоров аренды, формат которого не в полной мере позволяет обеспечить защиту интересов всех сторон договора оперативного лизинга в случае наступления форс-мажорных обстоятельств. Так, законодательно не регламентирован процесс изъятия автомобиля из оперативного лизинга в том случае, если пользователь не выплачивает ежемесячные платежи. Все это выливается в достаточно длительный и дорогостоящий судебный процесс, компания терпит убытки, закладывает их в стоимость лизинга, тем самым снижается привлекательность продуктов для клиента. Тем не менее в будущем, я полагаю, в России, как и в Америке, существенный процент авто (около 70%!) будет не продаваться в собственность, а передаваться на определенный срок физическим лицам именно по такой – оперативной схеме лизинга.
Одна из ключевых задач – необходимость преодолеть неосведомленность россиян. Практика показывает, что многие потенциальные клиенты практически ничего не знают о различиях в лизинге – финансовом и оперативном. Главное отличие финансового лизинга от оперативного заключается в том, что при использовании последнего автомобиль не переходит в собственность клиента, а остается на балансе лизингодателя.
Финансовые, как и временные выгоды использования лизинговой схемы налицо. Обращаясь в лизинговый центр, покупатель получает «честную» стоимость ежемесячного владения автомобилем. Клиенту не надо проходить долгие процедуры покупки и регистрации автомобиля, тратить время и средства на его страхование, покупку зимней резины и прохождение регламентных ТО. Все эти расходы уже «зашиты» в лизинговую схему, точнее, ежемесячный аннуитетный платеж. Даже от обязательной процедуры ТО он фактически освобожден, его задача – пригнать автомобиль в сервисный центр в назначенный день и время.
Приобретая автомобиль в оперативный лизинг, покупатель может точно рассчитать свои расходы, иначе говоря, стоимость владения той или иной маркой и моделью в течение конкретного срока. Распространенный операционный цикл – 3 года, по истечении которого клиент (индивидуальный предприниматель или бизнесмен крупной компании) просто сдает машину обратно, получая «взамен» новый договор с новым автомобилем. Говоря простым языком: преимущество лизинга в том, что предпринимателю не нужно заниматься вопросами, которые не связаны с его профессиональными делами. Главное – думать о своем бизнесе и зарабатывать деньги.
Напомню, в случае с финансовым лизингом клиент, как правило, должен внести первоначальный платеж и выплатить проценты за пользование денежными средствами, направленными на финансирование покупки автомобиля. Реализовывая авто по операционной схеме, лизингодатель из цены новой машины вычитает остаточную стоимость предмета сделки после истечения срока договора и рассчитывает проценты, свою прибыль и клиентские платежи на основе этой разницы, причем речь о первоначальном взносе для клиента не идет. Конечно, заключая договор оперативного лизинга, лизингодатель учитывает свои риски. Поэтому выдача авто производится с учетом анализа клиента, его кредитной истории и системы скоринга, оптимизированной под определенный клиентский профиль.