Опрос «Известий»


Денис Ульянов, юрист Общества защиты прав потребителей:
– Стоит помнить одну вещь: для человека очень важный аспект – это цена услуги. И соответственно, если нелегальный таксист берет в 1,5–2 раза дешевле легального, то очень много людей будут выбирать нелегалов. Хотя понятно, что это может быть и опаснее. То есть помимо всех мер, применяемых с целью создания ажиотажа вокруг легального такси, нужно думать и об интересах потребителя, а это в первую очередь финансовая сторона. Пока нелегальные извозчики демпингуют, они будут пользоваться спросом. Причем никто не говорит, что нужно заставлять их эти цены повышать. Цены снижать должны легальные парки. Возможно, даже следует ввести муниципальное такси, которое будет работать по ценам себестоимости поездки: водителя, износа машины – и все. Оно, естественно, будет дешевле, чем у легальных, и приближено к нелегалам. Появление такого такси может навести порядок на данном рынке.
Владимир Соколов, председатель МОД «Союз пешеходов»:
– Таксисты, по нашим опросам, часто нарушают правила, превышая скорость и не пропуская пешеходов на пешеходных переходах. Можно предположить, что это в основном нелегальные перевозчики, поэтому мы согласны, что с ними необходимо бороться в первую очередь. Москва – своего рода полигон по отработке вариантов борьбы с нелегалами. На сегодня выбран очень трудоемкий и трудно прогнозируемый путь с использованием «подсадных уток» – с последующим штрафом в 5000 рублей. Но нелегалы на вокзалах и в аэропортах уже приспособились: встречают пассажиров у выходов и ведут к своим автомобилям как своих знакомых.
«Союз пешеходов» внимательно следит за решением проблем пассажироперевозок, в том числе такси. Реалии таковы: за потерю времени в пробках теперь платит пассажир, стоимость перевозок в такси за последний год возросла, по нашим оценкам, на 15%, квалификация таксистов никем не контролируется, никаких курсов для таксистов не предусмотрено. Важный для города сегмент перевозок «последний километр» – от станции метро до дома – вообще не интересует компании по организации таксоперевозок, работающие по заказам через интернет и по телефону. Выбирать пассажиру не из чего: обычно у метро стоит водитель с лицензией, который передает клиентов своим землякам без лицензии.
Андрей Панков, председатель подкомитета по стратегическим инновациям в
автомобильной сфере ТПП РФ:
– Сомневаюсь. Увеличение штрафов не приведет к полному исчезновению нелегальных таксистов. На рынке одним из конкурентных преимуществ является справедливая цена, поэтому реальную конкуренцию бомбилам легальные таксисты смогут составить, только снизив стоимость тарифов на проезд. Добиться снижения цены можно, в том числе используя инновационные технологии для экономии на бензине и расходных материалах, переведя часть таксопарка на электромобили, как это сделано, например, в Лондоне. Этот опыт недавно был применен в Кисловодске. В Лондоне экологическое такси появилось перед Олимпийскими играми – 2012.
Тамара Михайлова, генеральный директор Государственного академического Малого театра России:
– Да, я согласна с принимаемыми мерами, в том числе с увеличением штрафов для нелегальных таксистов. Но одновременно необходимо увеличение количества легальных фирм, предоставляющих аналогичные услуги, чтобы не приходилось ждать заказанной машины в течение часа. Что касается официальных таксистов рядом с театром, то актуальность их пребывания в вечернее время, после окончания спектаклей, очевидна: наши зрители, получившие удовольствие от посещения театра, не должны испортить настроение, добираясь домой «на перекладных».
Александр Семенников, председатель комиссии Мосгордумы по законодательству:
– Безусловно. И в том, что придет успех, сомнений нет. До того, как эти мероприятия начались, было невозможно отличить: где такси, где не такси. Сейчас мы хотя бы понимаем, как их различать. Знаем, что таксист – это тот, у кого получено официальное разрешение на осуществление таксомоторных перевозок. На конец года департаментом транспорта было выдано 20 тыс. таких разрешений. Теперь легальным такси дают карты для осуществления парковок. В течение полутора-двух лет предполагается окрашивать машины в единый цвет и вводить единый тариф.
Константин Сугаров, заместитель директора единой диспетчерской cлужбы «Такси 1331»:
– Наша компания поддерживает инициативу московских властей и считает, что вышеуказанные меры позволят если не привести рынок к кристально чистому виду, то по крайней мере значительно улучшить текущую ситуацию. Мы считаем, что разрешение легальным такси выезда на выделенные полосы для общественного транспорта в итоге приведет к сокращению длительности поездки для жителя столицы и, как следствие, удешевлению конечной стоимости такси в Москве. Точно так же на пользу жителей столицы и легальных таксистов сработают меры по расширению количества специализированных парковок для такси и устранение коррумпированной системы допуска такси в аэропорты. Поэтому поддерживаю стремление московских властей навести порядок на рынке пассажирских такси города Москвы.
Василий Баранов, генеральный директор «Командир. такси»:
– Да, считаю, что принимаемые меры способствуют вытеснению бомбил легальными такси. Власти создают условия, общаясь с реальными игроками рынка, посредством общих совещаний, сбора мнений, рабочих групп, в результате которых легальные такси будут отличаться от вездесущих частников. Так называемые бомбилы не в состоянии оказывать услуги такси должным образом, так как обычно их автомобиль не соответствует качеству, а его техническое состояние небезопасно для жизни пассажира. Все, что властями делается, представляет собой эволюционный процесс, согласованный с легальными перевозчиками. Он не быстрый, но, однозначно, идущий в правильном направлении. Самое основное, что поможет вытеснить нелегалов с этого рынка, – это разрешение проезда по выделенным полосам, никому не придет в голову стоять на «частнике» в пробке, вместо того чтобы ехать по выделенной полосе в автомобиле такси.