Опера ГАБТа избрала Дмитриченко профлидером до ареста, балет — после


Творческий профсоюз ГАБТа избрал своим лидером ведущего солиста театра Павла Дмитриченко. Голосование проходило в два этапа. 2 марта состоялось собрание оперной секции. Вокалисты выдвинули кандидатуру Дмитриченко и проголосовали за нее почти единогласно. 9-го прошло заседание балетной секции (юридически — благодаря присутствию части оперного профкома — это было общее собрание профсоюза), которое также закончилось избранием Дмитриченко. Между двумя турами выборов в судьбе профсоюзного лидера произошел крутой перелом — 5 марта он был задержан по подозрению в покушении на худрука Большого балета Сергея Филина.
«Известия» разобрались в запутанной профсоюзной истории ГАБТа — истории, которая столкнула худрука Сергея Филина и ведущего солиста Павла Дмитриченко — пострадавшего и обвиняемого в самом громком преступлении года.
Как рассказал «Известиям» премьер Большого Руслан Скворцов, в эпоху худрука балета Алексея Ратманского (2004–2008) в театре был один общий профсоюз, куда входили и представители технических служб, и творческие работники.
— В тот период было много нарушений внутритеатральных трудовых норм, и профком развернул активную деятельность. Он боролся за то, чтобы репетиции заканчивались вовремя, пытался ограничить число вызовов артистов кордебалета на работу, — объяснил Скворцов.
Председателем общего профсоюза был освобожденный профсоюзный работник Александр Корольчук (он руководит им по сей день), а главным защитником прав балетной труппы — танцовщик Георгий Гераскин. Но вскоре Гераскина, как и его соратников по профкому, стали реже брать на гастроли и меньше задействовать в премьерах.
— Все стало затихать, — вспоминает Руслан Скворцов. — Когда к Гераскину обращались, он уже отвечал: «Пишите заявления, мне надоело, меня никуда не берут».
К весне 2008 года в стенах Большого сформировался новый профсоюз. В отличие от старого, он был «элитным» сообществом, вход в которое был открыт только артистам оперы и балета. Оркестранты Большого до сих пор борются за право влиться в эту артель.
— Новый профком организовал Сергей Филин вместе со своим на тот момент хорошим другом Русланом Прониным, — сообщил «Известиям» Скворцов. — Они были полны энтузиазма: добивались, чтобы женщинам-артисткам выдавали пуанты за счет театра, вывешивали объявления о дне рождения каждого артиста.
По словам одного из танцовщиков, Филин активно переманивал коллег из старого профсоюза.
— Сергей Филин развалил старый профсоюз и создал новый, который сам и возглавил, — рассказала «Известиям» прима-балерина Большого Светлана Лунькина.
В 2008 году Филин завершил сольную карьеру и стал худруком балета в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. При этом высокий пост в «Стасике» он совмещал с должностью председателя профсоюза ГАБТа.
И даже вернувшись в Большой в марте 2011-го в ранге худрука, Филин продолжал оставаться профсоюзным лидером. По словам Руслана Скворцова, разговоры о смене председателя шли уже давно.
— Сначала Сергей вообще собирался распустить профсоюз, но когда начали говорить о выборах нового председателя, он все-таки остался на своем месте, — добавил Скворцов.
Светлана Лунькина присутствовала на одном из собраний «филинского» профсоюза, в ходе которого Павел Дмитриченко выступил с критикой в адрес художественного руководителя.
— Паша высказывался немножко ехидно, — вспоминает прима-балерина. — Его удивляло, что Филин одновременно и худрук, и глава профсоюза. Руководство тоже слегка иронично Паше отвечало. Если бы Паши не было, никто бы и не поднял вопрос о том, почему Филин занимает обе должности. Вначале все контролировалось Сергеем Филиным и его другом Русланом Прониным. Они все делали вдвоем.
Тем временем приближался срок обязательных перевыборов и перерегистрации творческого профсоюза — в противном случае 13 марта 2013 года комитет должен был бы распуститься.
— Паша Дмитриченко собирал деньги для нашего бывшего артиста, заболевшего раком. Всего мы собрали 3 млн рублей. Если бы профсоюз не был перерегистрирован, организация была бы юридически нелегитимна, и мы не смогли бы расходовать эти деньги, — объяснил «Известиям» один из бывших членов профкома.
По словам солистки оперной труппы Большого Александры Дурсеневой, в творческом профсоюзе сейчас порядка 300 человек: оперная секция насчитывает около 50 членов, балетная — примерно 250. Причем балетные артисты, голосовавшие уже после задержания Дмитриченко, проявили редкую солидарность.
— Собрание было легитимным, целый хоровой зал был заполнен, — отметила Дурсенева. — Подавляющее большинство проголосовало за Пашу — может, только человек десять были не за него.
По другим сведениям, несколько артистов воздержались, но против Дмитриченко не проголосовал никто.
— Сергей Филин действительно ушел с профсоюзного поста, потому что, будучи худруком балета Большого театра, он не может совмещать руководящую должность с профсоюзной, — сказала «Известиям» пресс-секретарь ГАБТа Катерина Новикова. — Выбран был Павел Дмитриченко, что, на мой взгляд, свидетельствует о рабочей обстановке в театре.
Таким образом, спустя 51 день после нападения на Сергея Филина и всего четырьмя днями позже задержания Павла Дмитриченко власть в «филинском» профсоюзе перешла от худрука к артисту, от пострадавшего к обвиняемому.
Напомним, 17 января на художестенного руководителя балета ГАБТа Сергея Филина была совершена химическая атака. Худрук в настоящее время лечится в Германии. Полиция арестовала троих подозреваемых: ведущего солиста ГАБТа Павла Дмитриченко и жителей Подмосковья Юрия Заруцкого и Андрея Липатова. Ведется следствие.