Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Как прощаем мы должникам нашим

Журналист Леонид Злотин — о том, чем грозит российской экономике смерть Уго Чавеса
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Дружба, как известно, дорогого стоит. Традиция, идущая еще со времен СССР, когда дружественным странам, а точнее режимам, выдавались безнадежные в смысле возврата кредиты под политическую лояльность, пока не только не ушла, но и практически постоянно о себе напоминает. Совсем недавно Россия фактически списала кубинский долг на сумму в $30 млрд. Удивительным образом в такую же сумму оценивался, как сейчас модно говорить, «кейс» проектов в рамках российско-венесуэльского экономического сотрудничества. Который, в свою очередь, основывался главным образом на персональных договоренностях между руководством Венесуэлы и России, а персонально — между Уго Чавесом и Игорем Сечиным.

Варианты развития событий после смены одной из договаривающихся сторон сейчас могут рассматриваться вполне разнообразно: в диапазоне от «все останется, как и договаривались», до известной фразы лисы Алисы и кота Базилио «плакали наши денежки». В последнем случае имеются в виду, в частности, уже выданные Венесуэле кредиты на сумму в несколько миллиардов долларов (В 2009-м — $2,2 млрд на покупку оружия и еще $4 млрд в два равных транша в 2012–2013 годах). Совокупный объем уже заключенных договоренностей к началу 2013 года оценивается «Рособоронэкспортом» в $11 млрд. Понятно, что в основном поставки осуществляются в кредит. На вполне резонное соображение, что закупленное уже вооружение надо обслуживать и снабжать запчастями и потому заказчик будет вынужден в любом случае пролонгировать и оплачивать договор, можно вспомнить, что еще при жизни прежнего руководителя не только в оппозиции, но и в относительно умеренной лояльной среде были внятные пожелания предпочесть покупать тракторы, а не танки. С той простой мотивацией, что вообще-то Венесуэле воевать не с кем, во всяком случае, такое количество вооружений ей не требуется. Поэтому, несмотря на то, что Россия — практически единственный поставщик вооружений, весьма высока вероятность сворачивания объемов ВТС. В какой степени Венесуэла рассчитается за уже осуществленные поставки и как будет оплачивать новые — узнать сразу все равно не получится, поскольку коммерческая тайна. Что позволит при любой игре делать оптимистическую мину. Пока же директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко сообщил, что с 2012 по 2015 год в структуре военного экспорта России Венесуэла выйдет на второе (после Индии) место с объемом продаж в $3,2 млрд. Что тем не менее все же не дает ответа на сформулированный еще бардом-классиком вопрос «где деньги, Зин?».

Помимо ВТС под вопросом остаются весьма серьезные совместные договоренности в области нефтедобычи. В конце февраля Венесуэлу посетила делегация российских предпринимателей во главе с Игорем Сечиным, после чего глава «Роснефти» заявил о намерениях вложить в уже действующие венесуэльские нефтяные проекты $10 млрд. Срок инвестирования при этом уточнен не был. В январе из консорциума вышел «Сургутнефтегаз», долю которого выкупила, та же «Роснефть». Тем самым, подтвердив уверенность Игоря Сечина в перспективности сотрудничества в деле освоения нефтяного шельфа Венесуэлы. Тот факт, что эту уверенность разделяют не все, ничего не отменяет.

Другое дело, что риски, и достаточно ощутимые, все же остаются. Вполне вероятно, что новое правительство Венесуэлы будет не настолько отчаянно левым, как это было при Чавесе. И, значит, станет более правым, более прагматичным, и в большей степени открытым для сотрудничества со всем цивилизованным миром, а не только с «друзьями» команданте. Это означает, соответственно, более открытую конкуренцию за рынки сбыта, экономические проекты и т.п. То есть такие условия реализации бизнеса, которые российским корпорациям, мягко говоря, не очень привычны.

Одно дело — подъехать и поговорить с дружественным руководителем, совсем другое — участвовать в международном тендере (не путать с нашими внутренними, заранее организованными) на равных правах со всеми другими. Не стоит забывать, что до прихода Чавеса к власти в Венесуэле работали крупнейшие мировые нефтяные компании, и не стоит полностью исключать ситуацию не только сильнейшей конкуренции, но и вновь поднятых вопросов о законности с точки зрения международного права проведенной национализации активов этих компаний, достаточности и обоснованности компенсаций и т.п. Понятно, что вопрос пока гипотетический, но он все же существует, а значит, и создает дополнительные потенциальные риски. Так что оснований полагать, что никаких рисков смена власти после смерти Чавеса не несет, не так много. Как в старом анекдоте про погромы: «не волнуйтесь, обязательно будут».

Подобная проблема всегда будет возникать в случаях, когда в межгосударственных проектах и договорах официальные институты будут заменяться «личными контактами» и договоренностями. То, что так удачно работает в современной российской экономике на внутреннем рынке, малоприменимо за его пределами. Это, стоит заметить, вообще касается не только рассматриваемого экономического сотрудничества с Венесуэлой. Что вообще-то гораздо большая проблема, чем перспективы вышеупомянутого сотрудничества.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир