Странно сейчас даже вспомнить, что в СССР за привезенный контрабандой Playboy можно было и с работы вылететь, и в тюрьму сесть, как за порнографию. Еще пару десятилетий пройдет, и на каждое такое воспоминание дети будут кидать в вас пончики и кричать: «Не верю!». Но, кстати, голая Мэрилин Монро в Америке тогда в 1950-х тоже многих возмущала. Это мы теперь говорим «не нравится — не смотри, не нравится — нечего ломиться с казаками в дверь театра» и прочие умные вещи. Но морализаторы тем и отличаются от нормальных людей, что им обязательно надо влезть на холодильник, потому что только оттуда видно, что соседка — о ужас — голая по кухне ходит.
Ну, в общем, история СМИ говорит о том, что ежели где-то происходит демократизация общества, там обязательно появляется Playboy. Особенно в локализованном виде. История говорит также, что Playboy убил вышедший позже журнал Penhtouse, который расширяет восприятие дозволенной наготы, а потом пришел Ларри Флинт и похоронил Penthouse журналом Hustler. В нем дозволенного оказалось вообще невпроворот. А потом их всех похоронил интернет.
Сама компания Playboy сначала стала публичной, а потом и вовсе почувствовала себя нехорошо. Но старым именем можно торговать в третьих странах и странах третьего мира. Потому что в странах «первого мира» он уже позапрошлый дым, с тенями сильно отфотошопленных работниц Силиконовой долины.
А что должно было произойти в израильском обществе, чтобы на этой неделе в продажу вышел Playboy (Israel) на иврите? Специалистам виднее, но культурный сдвиг налицо. Вот и Хью Хефнер (вы уверены, что это не его голографическая копия всюду появляется?) напутствовал издателей на старт-вечеринке в тель-авивском Brown Hotel обращением «мы разделяем одни и те же ценности».
Остряки уже утверждают, что сверстанный для чтения справа налево журнал будет являть самое главное — своих плеймейтс тоже с другой стороны. Думаю, приехавший из Америки председатель совета директоров израильского «Плейбоя» Даниель (Дани) Померанц имеет на этот счет другое мнение. Похвастаться первый номер собирается огромным интервью с Ави Дихтером, министром тыла. Мы понимаем, что Playboy это как раз то самое издание, которое люди покупают ради интервью и нового рассказа Гора Видала. Но некоторые до сих пор листают журнал ради таких девушек, как Натали Дадон. Она стала популярной в Израиле из-за реалити-шоу, в котором она участвует. Судя по популярности в интернете фотографий служащих израильской армии девушек, среди которых какое-то нереальное количество красавиц, думается, у мадемуазель Дадон тоже все будет в порядке с узнаваемостью в стране. Невзирая уже на телевидение.
Директор издания утверждает, что они провели исследования рынка и поняли, что в Израиле существует устойчивый спрос именно на такое и именно на это («Плейбой») издание. Будущее покажет.
Меня волнует другой вопрос — будет ли реакция на выход журнала с голыми девушками со стороны ортодоксов? Как будут реагировать живущие там же мусульмане? И вообще — насколько актуально вмешательство религиозных активистов в светские медийные процессы? Насколько я помню, часто именно ортодоксы жгли автобусные остановки с рекламными фотографиями даже вполне прикрытых молодых женщин. Из-за этого рекламные агентства все время думают над тем, насколько в головах ортодоксов та или иная фотография на постер выглядит вызывающей. Помните, как большой борец за семейные ценности Лужков разъярился на смешной московский рекламный плакат «Мои любимые пельмешки», где он узрел почему-то задницу. Она ведь наступила несколько позже?
Так что никогда не угадаешь.
Но что-то есть уже в этом архаичное — уже полвека прошло со времен первого номера в Америке, а есть люди, которые еще живут этим мифом и приумножают его. Куда ни приедешь в приличную страну — там где-то на полках стоит местный журнал имени Хефнера. Это вроде кока-колы. Куда бы ни приехал — кока-кола вполне определенных и понятных качеств. И пробовать какой-то сенегальский лимонад «Колокольчик» совершенно не обязательно. Он или просто слишком местный на вкус или элементарно опасен для здоровья неподготовленного организма. А тут все понятно. И бигмак. И джинсы.
А может я зря беспокоюсь насчет местной морали. В Израиле эротика продается легально и открыто, и единственный вклад израильского журнала в том, что он расширил лингвистическую палитру «Плейбой»-империи до иврита. И никакой революции не случилось.